» » » Рынок бензина: в преддверии кризиса
12:54 П’ятниця 0 1 996
12:54, П’ятниця, 19 жовтня 2007

Рынок бензина: в преддверии кризиса

Рекордная инфляция в этом году уже в ближайшее время может быть «поддержана» ростом цен на отечественном рынке нефтепродуктов. Стоимость бензина А-95 в некоторых регионах страны уже сегодня достигает 4,92 грн./литр. Как прогнозируют эксперты, сразу же после формирования нового правительства, темпы подорожания могут стать критичными для стабильности рынка.
На этой неделе обстановку вокруг ситуации на бензиновом рынке попытался разрядить министр экономики Анатолий Кинах. Он организовал брифинг на котором убеждал общественность, что «стоимость нефтепродуктов в Украине не будет резко колебаться». Однако сразу же начал себе противоречить, напомнил, что цена нефтепродуктов зависит от двух составляющих: колебания цены на нефть на мировых рынках и от уровня экспортной пошлины на нефть в РФ. К слову, показатели и первого и второго фактора сейчас достигли своих исторических максимумов. Помимо этого, стоит вспомнить, что А. Кинах обещал в этом году и едва ли не позитивное внешнеторговое сальдо, и 7,5%-ую годовую инфляцию, и ещё много чего.



Реальность же говорит о том, что Украине стоит ждать резкого скачка цен на топливо уже в ближайшем будущем. Традиционный рост цен на бензин во втором полугодии и так на два месяца запоздал. Эксперт энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко считает, что это связано с договоренностями между правительством и трейдерами о сохранении стабильности на рынке до парламентских выборов. Между тем, остаётся неизвестным, что им в обмен за эти обязательства пообещало украинское правительство. Аналитики предполагают, что в числе таких могут значиться: введение заградительной пошлины для импортных нефтепродуктов и отмена НДС на инвестиционное оборудование для нефтеперерабатывающих заводов. К слову, в этом случае вызывает удивление наивность производителей, которым Кабмин давал подобные обещания ещё в августе 2006 г., однако с того момента взятые на себя обещания правительство так и не выполнило. Не исключено, что помимо названных уступок правительство нашло индивидуальный подход к каждому игроку рынка в отдельности. В частности, ТНК заинтересовано в продолжении работы Одесса-Броды в реверсном режиме, «Приват» - в сохранении контроля над «Укрнафтой», один из собственников скандально известной «Укртатнафты» - «Татнефть» и вовсе находится в подвешенном положении.



По всей видимости, комбинируя различные методы, правительство добилось отсрочки сезонного скачка цен до октября. Пока идёт формирование коалиции и Партия регионов все ещё сохраняет шансы на получение мест в будущем Кабмине, топливные трейдеры не делают резких движений, однако уже начали повышать цены на АЗС. Они прикрываются тем, что украинские НПЗ в начале октября повысили стоимость отпускной продукции. Последние же ссылаются на то, что Россия с 1 октября ввела рекордную экспортную пошлину на свою нефть в размере $250,3 за тонну. Учитывая, что большая часть нефтепродуктов на украинском рынке производится из российской нефти, данный фактор действительно имел место. Хотя по подсчётам экспертов, рост цен на бензин должен был составить 25-30 копеек.



Более того, третий год подряд российские собственники украинских НПЗ продолжают снижать объёмы переработки нефти. В частности, за 9 месяцев этого года они сократили переработку сырья ещё на 3,5% - до 10,148 млн. т. При этом, закупка российской нефти сократилась на 4,2% - до 8,088 млн. т, тогда как переработка нефти украинской добычи - возросла на 0,6% - до 2,093 млн. т. В то же время за счёт углубления переработки сырья и снижения выпуска дизтоплива НПЗ по итогам 9 месяцев увеличили производство бензина на 5,5% - до 2,85 млн. т. Таким образом, национальная нефтеперерабатывающая промышленность удовлетворяет потребности экономики в готовых нефтепродуктах немногим более чем на половину. Некоторые эксперты делают предположение, что российские компании сознательно создают искусственный дефицит топлива в Украине. Учитывая, что цены на мировом рынке нефти снова ставят рекорды, экспорт с европейских заводов также подорожал, что создает предпосылки для роста цен и на российское топливо.



Ситуацию может немного улучшить введение в строй Одесского НПЗ, который простаивал два года. Однако вряд ли это будет модернизированный перерабатывающей завод с глубиной переработкой сырья до 95%. В то же время, после того, как это предприятие заработает на полную мощность, сторонники открытия границ для импортных нефтепродуктов утратят одного из влиятельных лоббистов. Пока Одесский НПЗ стоял на ремонте, «Лукойл» вынужден был импортировать топливо для своей сети АЗС из Румынии и Болгарии, поэтому его представители не были против мер, предпринятых Юлией Тимошенко в 2005 г. Теперь же российская компания может сменить свою позицию в этом вопросе.



Помимо названых проблем, украинские эксперты прогнозируют возникновение ещё одной угрозы на национальном топливном рынке. Это связано с возможным поглощением газовой монополией РФ двух крупнейших отечественных НПЗ – Лисичанского и Кременчугского. В прессе РФ в последнее время всё активнее циркулирует информация о намерении «Газпрома» приобрести 50% акций российско-британского нефтяного холдинга ТНК-ВР, которому принадлежит Лисичанский НПЗ. Впервые о возможности такого поглощения заговорили два года назад. В мае 2005 г. в ходе визита в Россию президент ВР Джон Браун заявил главе «Газпрома» Алексею Миллеру, что готов обсуждать продажу российской части ТНК-ВР «Газпрому». Теперь же, по словам журналистов, разговоры идут в практической плоскости.



Известен интерес «Газпрома» и к Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу. Украинские эксперты говорили, что скандал вокруг этого завода, инициирован российской газовой монополией с тем, чтобы установить свой контроль. В прошлом месяце министр топлива и энергетики Юрий Бойко и глава «Газпрома» Алексей Миллер договорились о поставках 2,5-3 млн. т. нефти в год на Кременчугский НПЗ. В то же время, «Татнефть», которая пока ещё является фактическим собственником НПЗ грозит прекратить поставки нефти в Кременчуг, что может дестабилизировать рынок. В случае если «Газпром» получит юридический или фактический контроль над Лисичанским и Кременчугским НПЗ, которые производят более 65% светлых нефтепродуктов в Украине, на рынке установится монополия. При этом, если до этого времени правительство с огромным трудом контролировало аппетиты нескольких российских компаний, которые всё же конкурировали между собой, то влиять на один «Газпром» будет ещё сложнее.



Нефтяные компании РФ могут сколько угодно обосновывать экономическую объективность роста цен в Украине, однако на фоне этого крайне интересным выглядит тот факт, что цена американского бензина при лучшем качестве, значительных транспортных издержках и при более высокой налоговой нагрузке, обходится дешевле украинского, после которого часто приходится чистить двигатель.

ugmk.info
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    В Украине 09:47 Понеділок 0 710 Чи потрібно змінювати документи при перейменуванні вулиць чи населених пунктів? В останній час у багатьох містах змінюють назви вулиць, провулків, населених пунктів тощо. Це породжує питання щодо необхідності оновлення документів. Найчастіше виникає питання щодо зміни реєстрації місця проживання.