» » » Пациент скорее мёртв: у украинских НПЗ нет перспектив
18:21 Четверг 5 1 735
18:21, Четверг, 28 января 2016

Пациент скорее мёртв: у украинских НПЗ нет перспектив

Пациент скорее мёртв: у украинских НПЗ нет перспективМировые цены на нефть падают второй год подряд, на рынке фиксируется перепроизводство «чёрного золота». Однако Украина, имея шесть нефтеперерабатывающих заводов, по-прежнему на 85% зависит от импорта нефтепродуктов. Оставшуюся часть покрывает «приватовский» Кременчугский НПЗ («Укртатнафта») и государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод.
Правда, в конце 2015 года звучали заявления о желании запустить некоторые заводы. Например, компания WOG ищет инвестора для Херсонского НПЗ, а ГП «Укртранснафтопродукт» (ГП УТНП) в декабре 2015 года сообщил, что уже готовит Одесский НПЗ к запуску на полную мощность – 2,8 млн тонн в год. Контроль над последним ГП УТНП получило в результате странных судебных решений, которые вызывают много вопросов. В результате, уже в январе 2016 года завод попал в новую череду судебных исков от кредиторов, и о запуске больше не говорят, пишет Forbes Украина.

Почему при низких ценах на нефть украинская нефтепереработка стоит? С таким вопросом Forbes обратился к директору консалтинговой компании «А-95» Сергею Куюну.

Есть такая отраслевая истина: на высоких ценах на нефть зарабатывают нефтедобытчики, на низких – нефтепереработчики. Пример тому – литовский НПЗ в г. Мажейкяе: в 2015 году его владелец, польский концерн «Орлен», чуть ли не впервые с момента покупки получил прибыль. Причём ежеквартально радовал своих акционеров отчётами о рекордных финансовых показателях.

Стоимость нефтепродуктов определяет реальный спрос, который пока что относительно стабилен. Вместе с ним стабильна и цена. А нефть – товар биржевой, который сильно подвержен спекулятивным факторам, поэтому цена на неё просто рухнула. И сейчас мы видим, как закрывается целый ряд проектов – «из нефти», в той или иной форме, выходят многие игроки, ещё более усугубляя ситуацию на рынке.

Однако этот праздник маржи для мировой нефтепереработки никоим образом не влияет на нефтеперерабатывающую отрасль Украины в силу того, что она давно исключена из глобальной рыночной системы. Все предыдущие годы она была разменной монетой различных бизнес-групп, и сегодня буквально доживает свои последние дни.

В Украине есть шесть НПЗ и один крупный газоперерабатывающий завод госкомпании «Укргаздобыча». Пять НПЗ сегодня стоят и не имеют шансов на реанимацию. Надворянский, Дрогобычский и Херсонский заводы вряд ли стоит даже рассматривать. Эти предприятия были остановлены ещё в 2005-2007 годах, поскольку ни экономическая эффективность, ни качество выпускаемого ими топлива уже тогда не отвечали минимальным требованиям времени. В данном случае речь может идти только о строительстве на их месте новых НПЗ, что маловероятно. Достаточно сказать, что для этого необходимо минимум $1 млрд инвестиций. Каждому.

Всё это применимо и к Одесскому НПЗ. Отличие лишь в том, что он был остановлен сравнительно недавно, в начале 2014 года, и в прессу последнее время попадают новости о каких-то перспективах его скорого запуска. Однако при профессиональном анализе перспектив и там нет. ОНПЗ всегда был самым низкоэффективным среди украинских заводов: выход светлых нефтепродуктов ниже 50%. А все современные НПЗ имеют не менее 75%, или в полтора раза эффективнее. Этот недостаток бывший владелец, российский «Лукойл», отчасти нивелировал, отправляя выпускаемые неликвиды на углубленную переработку на свои НПЗ в Болгарии и Румынии. Сегодня эта схема не работает.

Кроме того, для работы завода нет сырья. Поставки из России в нынешних условиях выглядят, мягко говоря, неправдоподобно, а поставки сырья морем невыгодны из-за дороговизны. Казалось бы, выход в модернизации, но и тут без перспектив. С одной стороны, завод арестован властями Украины в рамках уголовного дела, расследуемого МВД. С другой, завод находится в залоге у российского банка ВТБ. Наверное, банк не против его продать, но кто купит этот слабый во всех отношениях актив?

Ходят слухи, что завод могут национализировать. Но у государства сегодня нет денег даже на самое необходимое, какая уж тут переработка. И чтобы поставить точку в «одесской» теме, отмечу, что заводы мощностью 2,5 млн тонн в современной нефтеперерабатывающей индустрии вообще не рассматриваются – они не имеют шансов выжить в конкуренции с более мощными внутренними и внешними конкурентами.

Одним из таких «мощных» заводов в своё время считался лисичанский ЛИНИК. Его проектная мощность была 24 млн тонн – это был один из крупнейших НПЗ в Европе. Однако 16 млн тонн мощностей завод потерял ещё к моменту приватизации в конце 1990-х, когда его приобрели россияне из ТНК. Но вкладывать инвестиции никто не хотел, а государство и не настаивало. В результате завод остановился весной 2012 года из-за неэффективности.

Реанимировать НПЗ в 2014 году обещала «Роснефть», поглотившая ТНК. Вообще-то, тогда на завод было аж два претендента – Сергей Курченко и Дмитрий Фирташ. Но «Роснефть» решила работать сама, и быстро пожалела об этом. Летом 2014 года завод захватили ополченцы ЛНР, позже в резервуарный парк попала пара снарядов, прилетевших неизвестно откуда, полностью выведя завод из строя.

Недавно стало известно, что «Роснефть» готова продать швейцарскому трейдеру Glusco Energy сеть своих заправок в Украине. Я считаю, что это конец надежд в отношении Лисичанского НПЗ. Ни по политическим, ни по экономическим причинам завод на линии фронта больше никогда запущен не будет. Между тем, основной проблемой «Роснефти» при продаже украинского бизнеса было нежелание потенциальных покупателей включить в сделку НПЗ, перспектив у которого уже нет.

Какова же ситуация с Кременчугским НПЗ «Укртатнафта». Расположенный в самом центре страны этот завод, даже утративший 40% своей проектной мощности, до сих пор способен самостоятельно обеспечить страну нефтепродуктами. Однако это только теория. В 2007 году завод был захвачен группой «Приват». Позже о своей доле в предприятии заявил и Александр Ярославский. Владея изначально 1% акций, перечисленные партнёры быстро «отжали» у российской «Татнефти» 56% акций «Укртатнафты». Ещё 43% находится в собственности НАК «Нафтогаз Украины».

К сожалению, за все эти годы никто так и не услышал об инвестиционных успехах акционеров. Между тем, только капвложения, всё тот же миллиард долларов, могут спасти завод от скорой остановки. Это нужно для увеличения эффективности при переработке «морской» нефти, без которой наращивание производства в Кременчуге невозможно. Сегодня «Приват» фактически держит его на минимальной загрузке за счёт украинской нефти, добыча которой ежегодно снижается на 5%. Высокая маржа НПЗ в последнее время позволила возобновить импорт сырья через Одессу, но радикально это ситуацию с загрузкой не исправит.

Жизнь некогда крупнейшего НПЗ Украины поддерживается, так как он играет важнейшую роль в снабжении розничной сети «Привата», а также помогает «крутить схемы» с нефтью и нефтепродуктами вокруг подконтрольной «Укрнафты». Но запас прочности НПЗ подходит к концу, делая всё более актуальными вопросы модернизации «Укртатнафты».

И в руках у «Привата» – последняя ниточка надежды на сохранение в Украине собственной нефтепереработки в лице Кременчугского НПЗ. Однако сегодня даже у самой Группы нет уверенности в своём будущем, все бизнесы они готовы свернуть в любой момент. А значит, ни о каких инвестициях не может идти речи.

Сергей Куюн
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
5 комментариев
  1. Дальний родственник
    Добавил Дальний родственник
    29 января 2016 09:27
    -13
    А где подевались наши московские друзья и иже с ими местный клоун в пилотке? Самое время рассказать про майдаунов, про "цэ пэрэмога", про Эвропу и предложить попрыгать. Ну про бандеро-фашистов, естественно, которые ходят по Кременчугу и щемят нормальных украинцев.
  2. kocmoc1980
    Добавил kocmoc1980
    29 января 2016 13:46
    +7
    так вы ж сами уже все рассказали... wink небось во время прыжков, да? fellow
  3. Яйценюх
    Добавил Яйценюх
    29 января 2016 21:13
    -3
    Эти статьи не Жываго пишет случайно, лоол?!!?? wink lol
  4. Юрьич
    Добавил Юрьич
    2 февраля 2016 19:00
    +4
    Где майданы, майдауны? Студенты, где коктейли? Правосеки, где шины? Парубий, где снайперы? Аваков, почему до сих пор не горит Верховна Рада с обитателями? Знову Зрада?
  5. Лукойл
    Добавил Лукойл
    2 февраля 2016 20:49
    -4
    Всё это применимо и к Одесскому НПЗ. Отличие лишь в том, что он был остановлен сравнительно недавно, в начале 2014 года, и в прессу последнее время попадают новости о каких-то перспективах его скорого запуска. Однако при профессиональном анализе перспектив и там нет. ОНПЗ всегда был самым низкоэффективным среди украинских заводов: выход светлых нефтепродуктов ниже 50%. А все современные НПЗ имеют не менее 75%, или в полтора раза эффективнее.
    К сожалению, за все эти годы никто так и не услышал об инвестиционных успехах акционеров. Между тем, только капвложения, всё тот же миллиард долларов, могут спасти завод от скорой остановки. Это нужно для увеличения эффективности при переработке «морской» нефти, без которой наращивание производства в Кременчуге невозможно.
    интересно кто этот бред заказывал? На Одесском НПЗ, была проведена реконструкция, о каких ниже 50% выхода светлых пишет афтор? Тот кто в курсе, он в курсе на что способен тот или иной завод. Хотя для
    местный клоун в пилотке
    , такой бред пойдет wink
Экономика / В Украине 10:38 Понедельник 0 333 «Укрзализныця» повысит тарифы на пассажирские перевозки на 35% ПАО «Укрзализныця» заложило в план капитальных инвестиций повышение в 2017 году тарифов на грузоперевозки на 25%, на пассажирские перевозки – на 35%. Об этом сообщается в презентации, представленной во время телефонной конференции с инвесторами 22 ноября.