» » » Украинский автопром надолго запомнит лето и осень 2014 года
22:29 Понедельник 1 2 471
22:29, Понедельник, 22 сентября 2014

Украинский автопром надолго запомнит лето и осень 2014 года

Фото: inpress.uaФото: inpress.uaОтрасль переживает шок от войны на востоке страны. В августе производство автомобилей упало до неприличного минимума, лишь до нескольких сотен штук. Таких объёмов отрасль не демонстрировала даже в кризисные 2008-2009 годы. Четыре крупнейших завода практически остановили выпуск легковых автомобилей. Резко падают и продажи.
Среди причин — снижение спроса из-за подорожания автомобилей и изменение покупательских приоритетов. Потенциальные покупатели больше думают о выживании, чем о покупке дорогого транспортного средства.

Подливает масла в огонь срыв налаженных бизнес-связей с поставщиками комплектующих, которые размещаются на востоке страны, в зоне боевых действий. Представители предприятий утверждают, что такая остановка — не навсегда. На таком фоне два крупнейших производителя подали жалобу на импорт российских легковых автомобилей, и очень вероятно, что её могут удовлетворить. Если импорт автомобилей из РФ действительно закроют, это будет одним из первых серьёзных «ответов Чемберлену» в торговой войне (после отказа от природного газа), которая продолжается с перерывами уже с десяток лет. Главное, чтобы восстановился спрос на внутреннем рынке, а это, скорее всего, будет длительным и непростым процессом.

Таможня не даст добро

18-го сентября было опубликовано решение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), национального органа, который устанавливает торговые барьеры для импортной продукции, которая «преподнесла подарок» российским производителям легковых автомобилей. МКМТ возбудила антисубсидиарное расследование в отношении легковых автомобилей из России, то есть намерена проверить, действительно ли автопроизводителей из соседней страны дотирует государство, что ставит их в неравное, более выгодное положение в конкурентной борьбе.

По процедуре, комиссия изучит аргументы заинтересованных сторон в течение двух месяцев. Итак, МКМТ выходит на принятие решения по итогам расследования на конец декабря — начало января. Так что «подарок» российским импортёрам вполне может стать новогодним. Поскольку россияне не особенно церемонились в последние годы и ограничивали импорт товаров из Украины каких только хотели и могли (кроме того, что в РФ не производится), особенно на снисхождение со стороны МКМТ им рассчитывать, пожалуй, не стоит.

Тем более, что уже сейчас аргументы украинских производителей, которые просят о защите, надо признать, весомые. А круг заявителей — подписантов жалобы в МКМТ — такого уровня, что чиновникам будет неудобно не учесть или хотя бы не принять во внимание просьбу о защите. Вместе с Запорожским автомобилестроительным заводом Тариэла Васадзе жалобу в комиссию подал завод легковых автомобилей корпорации «Богдан» Петра Порошенко.

Как сказано в тексте решения МКМТ, заявители жалобы предоставили достаточно информации о том, что российские производители «пользуются отдельными льготами от субсидий, которые предоставляются госорганами РФ для производства, продажи легковых автомобилей» нужно дать бесплатное объявление о продаже машины. Почему какого-то решения не приняли сразу, если этой информации достаточно уже сейчас, на этапе подачи жалобы, непонятно. Ведь, опять же, сплошь и рядом российские органы, пытаясь давить на Украину, ограничивали наши поставки сразу, разбираясь, что к чему, немного позже.

Очевидно, члены МКМТ опасаются обвинений в недостаточном обосновании будущего решения и хотят выслушать аргументы, если таковые поступят, от второй стороны — российских поставщиков. Аргументы украинских производителей, изложенные в жалобе, если упростить, сводятся к тому, что их российские конкуренты получают массированную поддержку государства, и это даёт им возможность нечестно конкурировать и приводит к падению выпуска автомобилей в Украине. Механизмов для этого используется много, и они публичные. Льготы, в частности, предусмотрены в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» российской федеральной программы, направленной на развитие местной промышленности. Есть программы государственной экспортной поддержки, например, страхование российских экспортёров от предпринимательских и политических рисков, государственная поддержка экспорта. Госбюджет РФ на 2013-й и планы на 2014-2015 гг. предусматривают компенсацию части расходов на обслуживание долга, разработку новых моделей автомобилей. Такая господдержка не снилась и многим западным автомобилестроителям, не то что украинскому автопрому.

В какой форме, пошлина или квота, МКМТ решит предоставить защиту отечественному производителю, пока судить сложно. Однако уже сейчас видно, что под возможное ограничение подпадает довольно значительная часть автомобильного пирога. По данным Госстата, в 2013 году в Украину ввезено 22,2 тыс. штук легковых автомобилей на сумму 221 млн долл., что составляет 13% от всего импорта той автомобильной техники, в отношении которой начато расследование. В 2012 году на российские легковушки общей стоимостью 334 млн долл. (37,4 тыс. штук) приходилось 18% от всего импорта в Украину.

По тормозам

Следует сказать, что украинские производители выбрали идеальное время для подачи такой жалобы. Регуляторам будет очень легко принимать решение о защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны россиян не только через российскую военную агрессию, но и потому, что конца-края нет российским торговым мерам в отношении отечественной продукции.

Именно в августе производство автомобилей в Украине достигло исторического дна. Такого не было даже во время финансового кризиса 2008 года. В августе внутренний выпуск техники всех видов упал в 13 раз по сравнению с августом прошлого года (до 436 штук), а легковушек — до 189 единиц, то есть почти в 28 раз.

Такой обвал — результат фактической остановки четырёх крупнейших автомобилестроительных предприятий: уже упомянутых ЗАЗа и завода корпорации «Богдан», а также Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ, корпорации «АИС» Дмитрия Святаша и Василия Полякова) и завода «Еврокар» (входит в «Атолл Холдинг» Виктора Петренко). Практически все выпущенные в августе легковые автомобили сошли с конвейера закарпатского «Еврокара» (157 штук), но это смешные объёмы для этого предприятия — в августе прошлого года завод производил столько за четыре дня.

Как показывает статистика отраслевой ассоциации «Укравтопром», президентский «Богдан» не собрал в июле и августе ни одного легкового автомобиля, хотя ещё в августе прошлого года произвёл 1067 штук. КрАСЗ выпустил 165 единиц в июле и простоял весь август. Запорожский завод выпускал считанные единицы в июле-августе (по сравнению с 1,5 тыс. единиц в августе прошлого года).

Наиболее пессимистические слухи ходят по рынку о дальнейших перспективах отечественного автопрома. В конце августа народ начал судачить, что КрАСЗ и вовсе закрыт, цеха опечатаны, а сотрудники уволены, и собственники намерены перенести сборочные мощности за пределы страны. Однако уже в начале сентября пресс-служба завода поспешила опровергнуть такие слухи. По словам представителей предприятия, руководство компании приняло решение только временно остановить сборку ряда моделей, заменив их импортом готовых машин. Часть цехов компания планирует переоборудовать для выпуска специальной техники.

Временной остановку производственных мощностей называют и на ЗАЗе. Мол, речь не идёт о прекращении существования завода как такового. Просто надо сократить объёмы выпуска согласно ситуации на рынке. Правда, за туманной формулировкой, что ЗАЗ «вынужден адаптировать количество сотрудников за счет сокращения избыточного штата под текущие объемы производства», скрывается не что иное, как понимание того, что проблемы на рынке могут затянуться.

На КрАСЗ оценивают обвал потребления на уровне 70-80% в связи с потерей трёх региональных рынков (Крыма, частей Донецкой и Луганской областей) и девальвацией гривны, которая привела к подорожанию автомобилей.

О возможной остановке ЗАЗа в августе Тариэл Васадзе предупреждал ещё в июле. По его словам, тогда 30-40% комплектующих поступало из восточных областей, находящихся в зоне конфликта. Военные действия привели к значительным перебоям с поставками этих комплектующих. Без подвоза новых партий запас комплектующих должен был исчерпаться в начале осени, что, скорее всего, и произошло. Несложно догадаться, что немалая часть предприятий-поставщиков, расположенных в зоне АТО, рискует уже никогда не вернуться на рынок. Поэтому украинским автомобильным заводам придётся переходить на закупку запчастей по импорту, на что понадобится время и что сделает производство более дорогим.

Исключение из правил

Единственным заводом, который показывает положительную динамику в нынешних условиях, является «АвтоКрАЗ» Константина Жеваго. В августе предприятие увеличило выпуск грузовиков на 17%, до 123 единиц, по сравнению с августом прошлого года. За восемь месяцев 2014 года «АвтоКрАЗ» произвёл 733 грузовика, что на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Секрет такой динамики прост: предприятие ориентировано на экспорт, и ему удалось найти сбыт в странах дальнего зарубежья.

Традиционно в 2013 году в Россию отгружалось до половины всех грузовиков «АвтоКрАЗа», однако в прошлом году доля российских покупателей в продажах кременчугского завода снизилась после введения в сентябре 2012 года утилизационного сбора на импорт автомобилей. Когда компания верстала производственные планы на 2014 год, то закладывала увеличение сотрудничества с Россией. Понятно, что теперь об этом не может быть и речи.

Без восстановления мира украинский спрос на автомобили восстановить не удастся. Поэтому до тех пор, пока на Востоке будут продолжаться боевые действия (пусть даже не в активной фазе), загрузить отечественные автомобилестроительные и сборочные предприятия заказами от украинских покупателей невозможно. Но даже при условии восстановления мира далеко не факт, что отечественный автопром сможет быстро вернуться к объёмам даже 2013 года, которые когда-то казались такими низкими.

Роман Ивченко
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
1 комментарий
  1. Татра
    Добавил Татра
    23 сентября 2014 20:57
    0
    Не ссыте, Эуропа нам допоможе lol
Экономика / В Украине 10:38 Понедельник 0 337 «Укрзализныця» повысит тарифы на пассажирские перевозки на 35% ПАО «Укрзализныця» заложило в план капитальных инвестиций повышение в 2017 году тарифов на грузоперевозки на 25%, на пассажирские перевозки – на 35%. Об этом сообщается в презентации, представленной во время телефонной конференции с инвесторами 22 ноября.