» » » 1 сентября весь украинский автопром начнут выталкивать с российского рынка
19:03 Четверг 3 2 985
19:03, Четверг, 9 августа 2012

1 сентября весь украинский автопром начнут выталкивать с российского рынка

Фото: autoconsulting.com.uaФото: autoconsulting.com.uaС 1 сентября вступают в силу поправки к закону «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми, в России начинают взимать так называемый утилизационный сбор. Несмотря на то, что об этом нововведении разговоры ведутся давно, украинский автопром оказался к нему неподготовленным, и теперь рискует потерять самый привлекательный и ёмкий рынок для своей продукции.
Ведущие отечественные производители рассказали AUTO-Consulting о том, как они оценивают сложившуюся ситуацию, и о мерах, которые необходимы для её стабилизации.

Напомним, что утилизационный сбор – это определённая денежная сумма, которую должны будут сразу уплатить в бюджет РФ операторы при ввозе автомобилей на территорию России и которая впоследствии должна компенсировать расходы по утилизации автомобиля, когда он выйдет из строя. Идея такого сбора не нова, но есть нюансы.

Проблема для украинских автомобильных экспортёров в России в том, что этот сбор им придётся платить сразу, а для их конкурентов (российских автозаводов) предусмотрена возможность отделаться лишь письменной гарантией в последствии утилизировать выпущенный автомобиль. Попросту российским автозаводам официально разрешили пока не платить утилизационный сбор «живыми» деньгами.

Соответственно, продукция украинских автозаводов подорожает сразу же на размер утилизационного сбора. В то время, как российские производители получат ещё одно конкурентное преимущество и будут заведомо дешевле украинских аналогов.

По предварительным подсчётам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую — в зависимости от категории — от 150 до 400 тысяч рублей. Коэффициент утилизационной трудоёмкости легковых автомобилей, в которых не более десяти пассажирских мест, при массе не более трёх тонн, с объёмом двигателя не более 1,3 литра составит 0,5, то есть вся величина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объёмом двигателя от 1,5 до 1,8 литра — 1, а свыше 3,5 литра — 3,5-3,6.

По оценкам AUTO-Consulting, под действие данного сбора попадут ЗАЗ Chance (Lanos для российского рынка), ЗАЗ Vida и Chery Bonus, которые в РФ поставляет Запорожский автозавод. Придётся платить утилизационный сбор и заводу «Богдан» за модели 2110, 2111 и 2310 и автобусы А20. Будут облагаться сбором украинские КрАЗы, автобусы «Эталон», «Атаман», ЛАЗы и др.

Поскольку наши производители присутствуют на российском рынке в бюджетном сегменте, где наиболее эластичный спрос, дополнительный сбор ухудшит их рыночные перспективы. Утилизационная наценка может стать критичной для продвижения украинских автомобилей на российском рынке. Понятно, что украинский экспорт в таких условиях будет сокращаться. В то же время, стоимость российских автомобилей на украинском рынке останется на прежнем уровне. В отличии от «сырной войны» прямого запрета для украинского автопрома вроде как и нет, но экономическими методами его фактически «попросят» с рынка.

Всё вышеизложенное известно уже достаточно давно. AUTO-Consulting писал о проблеме, с которой могут столкнуться украинские автопроизводители, экспортирующие свои автомобили в Россию, ещё, а мае. Тогда в РФ только рассматривался проект закона об утилизации. Сегодня, сразу после окончания летних каникул, эта проблема встанет перед нашими экспортёрами, как говорится, в полный рост. Время каких-либо ответных действий по отношению к РФ для защиты отечественных производителей, уже утеряно. Или потрачено на защиту от украинских же импортёров. Опрошенные представители отечественного автопрома придерживаются единогласного мнения, что такими действиями правительство РФ защищает свой внутренний рынок и, в принципе, делает правильно. Только от этого нашим автозаводам будет не легче.

Как сообщили в пресс-службе Ассоциации «Укравтопром», решение РФ о введении утилизационного сбора с 1-го сентября 2012 года имеет весьма логичное объяснение. Со вступлением России в ВТО, правительство РФ вынуждено будет снижать ввозные пошлины на импортные автомобили. Следовательно, с целью защиты внутреннего производства и внутреннего рынка, государство вводит утилизационный сбор и автоматически предотвращает засилье импорта на внутреннем рынке. Такие шаги свидетельствуют о государственной поддержке автомобильной отрасли со стороны правительства РФ.

Фото: autoconsulting.com.uaФото: autoconsulting.com.uaВ результате, как сообщил директор Торгового дома «Эталон Авто» Вадим Шкарупин, если говорить в двух словах: стоимость украинской продукции на российском рынке повысится, а её конкурентоспособность – однозначно снизится.»

На Кременчугском автомобильном заводе (КрАЗ) высказались более конкретно. Как сообщил заместитель директора Торгового дома ПАО «АвтоКрАЗ» по реализации автомобилей в РФ Виктор Сорвин: «Закон открыто защищает интересы российского монополиста — ОАО «КАМАЗ». В Украине (имеется в виду только проект. Прим. Ред) утилизационный сбор на аналогичные грузовые автомобили (полной массы от 20 до 40 тонн) предусматривает на порядок меньшие величины. В соответствии с принятым 13.07.2012 законом, цены на автомобили КрАЗ в РФ, с учётом утилизационного сбора, увеличатся более чем на 20%. В результате, практически будут сведены на «нет» поставки самосвалов 6×4 и 6×6, более чем на 50% сократятся поставки лесовозов и тягачей. Что касается автомобильных шасси, то ввиду определённых конкурентных преимуществ автомобилей КрАЗ для таких традиционных отраслей как нефтедобыча, их экспорт сократится незначительно, не более чем на 20%».

В ситуации, которая возникнет с 1 сентября, по мнению Вадима Шкарупина, отечественным производителям придётся изменить стратегию. Либо ориентироваться на внутренний рынок, либо инвестировать в создание производства в РФ.

Мысли о создании собственного производства в РФ, чтобы не потерять конкурентоспособность на российском рынке, посещают ныне и других производителей. В частности, Виктор Сорвин сообщил, что конечно, мировой автомобильный рынок не ограничивается одной пятой территории суши под названием Россия.

Автомобиль КрАЗ уникален по своим тактико-эксплуатационным свойствам, его конкурентоспособность заложена в его конструктивных особенностях и применение ему найдётся везде. Но Кременчугский грузовик традиционно занимает свою нишу на рынке РФ — в нефтегазовой, лесной и горнорудной промышленности, в этих отраслях КрАЗы незаменимы. Из-за активной политики российского правительства, направленной на вытеснение Украины со своего рынка, КрАЗ будет искать новые рынки сбыта и ещё более активизирует работу в этом направлении. Но есть смысл и в организации сборочного производства в РФ, и в компании сейчас работают над этим вопросом.

Возможность создания или даже переноса производства в Россию не исключают и в Корпорации «Богдан», которая также может сильно пострадать от введения утилизационного сбора. Учитывая, что в Россию «Богдан» поставляет львиную долю своих автомобилей, потеря даже части рынка, а из-за дополнительного налога часть потребителей однозначно предпочтёт конкурентов, может очень больно ударить по Черкасскому автозаводу.

Парадоксально, но на уровне государства пока никто так и не взялся защитить интересы украинских автопроизводителей, хотя на лицо явная дискриминация со стороны России. Как говорится – спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Хотя в данном вопросе без помощи государства автозаводам уже не обойтись.

По мнению почётного Президента корпорации «УкрАВТО» Тариэла Васадзе: «Ведение утилизационного сбора на импортные автомобили означает для украинских производителей определённые новые препятствия. Тем не менее, мы считаем, что данные действия российских властей должны послужить нам примером. Украинский автопроизводитель сейчас находиться под большим давлением импортной продукции и нуждается в радикальных защитных мерах со стороны правительства. Потому наша страна также должна ввести зеркальные меры в отношении импортных, и, в частности, российских товаров. Это не только защитит рынок, но и будет способствовать улучшению экологии в стране».

Как сообщил AUTO-Consulting Виктор Сорвин, непонятно, почему украинское правительство до сих пор не применило «зеркальные» меры для российских автомобилей в Украине? Пока, в рамках «борьбы за экологию», Правительство Украины только собирается ввести подобный «экологический сбор». Принципы его взимания идентичны российским, но, увы — размер сбора на порядок меньше. Предложения Министерства экологии и природных ресурсов действительно направлены на охрану окружающей среды, а не на лоббирование интересов украинского автопроизводителя, — считают на «АвтоКрАЗе».

Вадим Шкарупин, в свою очередь считает, что в «зеркальных» мерах со стороны Украины нет смысла. Однако, по его мнению, всё равно необходимо концептуально решать вопрос утилизации, которым никто не занимается в Украине. Рано или поздно это больно ударит.

Что же всё-таки реально делается для защиты украинского автомобильного экспорта и отечественного производителя? Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе Ассоциации «Укравтопром», здесь не раз заявляли о необходимости господдержки и равных условиях для отечественного производителя. Более того, при участии специалистов Ассоциации, разработаны конкретные программы и проекты нормативных актов, направленные на развитие отрасли и стимулирование внутреннего производства. Помимо этого, задолго до введения утилизационного сбора Россией, Ассоциация вносила предложения по введению подобного сбора в Украине, но не в качестве «зеркальных мер», а как метод стимулирования внутреннего производства. Но, к сожалению, в то время, как концепции программ и проекты нормативных актов проходят согласование в Министерствах, наши ближайшие соседи совершают конкретные действия, сетуют в «Укравтопроме».

Не будет преувеличением сказать, что для защиты украинских автомобилестроителей на экспортных рынках, реально, на сегодняшний день, ничего не сделано. И, к сожалению, до вступления закона РФ в силу, скорее всего, ничего сделано не будет. Наш Парламент уже ушёл на каникулы, а когда он вновь приступит к работе, может вдруг оказаться, что Украина потеряла ещё один рынок для экспорта своей продукции. На сей раз автомобилей.

Поэтому, по неофициальной информации AUTO-Consulting, до вступления утилизационного закона в силу, некоторые украинские экспортёры в срочном порядке заполняют свои российские склады. Но надолго ли их хватит?

Неофициально, украинские автопроизводители признают, что смирились с ситуацией и будут вынуждены платить, в надежде, что со временем всё как-то урегулируется само собой. А потери нашего автопрома от действий России станут очевидны уже осенью. И может так оказаться, что некоторым заводам придётся покинуть российский рынок.
 

Добавить комментарий

3 комментария
  1. finch
    Добавил finch
    9 августа 2012 20:39
    0
    Лучше КрАЗа для севера нет машины, нефтяники как покупали так и продолжат покупать. Не надо переживать господа акционеры дивидендов вы как не видели так и не увидите - очередная отмазка для совета директоров ПАО "АвроКрАЗ" bully
  2. Lord68
    Добавил Lord68
    10 августа 2012 08:38
    0
    Смешные слова для Украины: "утилизация автомобиля".
    У нас на всём этом ездят! smile
  3. plc
    Добавил plc
    10 августа 2012 10:22
    0
    Надо тоже самое сделать и у себя - на ихние ТАЗы. А рынок все расставит на свои места.
Экономика / В Украине 10:38 Понедельник 0 342 «Укрзализныця» повысит тарифы на пассажирские перевозки на 35% ПАО «Укрзализныця» заложило в план капитальных инвестиций повышение в 2017 году тарифов на грузоперевозки на 25%, на пассажирские перевозки – на 35%. Об этом сообщается в презентации, представленной во время телефонной конференции с инвесторами 22 ноября.