» » » Эксперты: в Украине качественного бензина практически нет
20:37 Среда 10 2 603
20:37, Среда, 17 августа 2011

Эксперты: в Украине качественного бензина практически нет

Фото: smbc.ruФото: smbc.ruЛитр самой популярной среди украинских водителей марки бензина А-95 с начала этого года подорожал в среднем на 30%. Такой скачок цен на стелах отечественных АЗС подтолкнул местных «дельцов» к активному насыщению рынка фальсификатом. По информации участников рынка, в Украине качественный бензин практически не производят, большую часть импортируют, поэтому около 25-30% местного рынка заполонило «бодяжное» топливо.
Как сообщили в Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребстандарт), в I полугодии 2011 года было проверено 602 АЗС, нарушения обнаружены на 406 заправках (67%). При этом в прошлом году из проверенных чиновниками 1125 АЗС недостатки были найдены у 722 (64%).

Стоит отметить, что Госпотребстандарт слабо справляется со своей задачей. Это связанно в первую очередь с количеством объектов. К примеру, только у группы «Приват» бизнесмена Игоря Коломойского около 1,5 тысячи АЗС. В Госпотребстандарте пожаловались, что проверить все АЗС не могут, поскольку в бюджете недостаточно средств. К примеру, на проверки во II полугодии 2011 года комитету выделили всего 1,7 млн. грн.

Фальсифицированная атака

Как сообщил генеральный директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, больше 25% всего бензина в Украине является фальсификатом. В частности, по словам эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, практически 90% украинских производителей топлива изготавливают «бодяжное» топливо.

«Схема простая. Есть ресурс для фальсификата — нефть, которую получают путём незаконной добычи, и которую завозят контрабандой из России. Потребители — мини-заводы и большие заводы. Официальных мини-заводов в Украине приблизительно 100, а неофициальных — 300», — рассказал господин Корольчук.

Как известно, тема бензинового фальсификата для рынка топлива Украины не нова. В 2009 году существовала схема, по которой «Укртатнафта», подконтрольная «Привату» и «Нефтегазу Украины», наладила производство и реализацию экспериментального топлива КБ-92 и КБ-95 — компоненты бензина, которые с помощью добавок доводились до ГОСТа. Данную продукцию в документации обозначали, как произведённую согласно новым техническим стандартам (специально были утверждены технические условия). При этом ставка акцизного сбора с продажи производимых нефтепродуктов была намного ниже — всего 20 евро за тонну вместо 110. Таким образом, госказна недополучила приблизительно 550 млн. гривен.

Однако летом 2010 года Кабинет министров распорядился отменить госрегистрацию ТУ на КБ-92 и КБ-95, что сделало невозможным дальнейшее производство этого «полубензина».

Сегодня для повышения октановых величин в низкокачественный продукт предприниматели добавляют бензол, получаемый на коксохимических предприятиях, железосодержащие присадки и ароматические углеводороды.

В моде «алкогольный» бензин

Кроме того, дельцы вывели новую формулу бензина с добавлением спирта, что освобождает их от уплаты акцизов.

«В последнее время пришла другая беда — в качестве октаноповышающей добавки недобросовестные производители научились добавлять спирт. Помимо отвратительных эксплуатационных характеристик, такой бензин называют экологическим и не уплачивают за него акцизный сбор», — отмечает Куюн.

Использование данного топлива приводит к образованию нагара и ускоряет процесс коррозии топливной системы. Обычно после такого бензина в двигателе ломаются кольца, перегородки, перестаёт нормально закрываться клапан. Топливный насос, форсунки, свечи зажигания, катализатор, лямбда-зонд — эти детали первые в очереди на замену.

Спиртную «бодягу», прежде всего, можно встретить на мелких автозаправках, которые гонятся за лёгкой прибылью.

«Мелким сетям сложно конкурировать с мощными игроками, поэтому именно они падки на различные авантюры, сулящие запас прочности по прибыли. К тому же, клиенты таких АЗС — неприхотливые владельцы промышленного транспорта, которые тоже хотят сэкономить и не сильно требовательны к качеству», — отмечает Куюн.

С другой стороны, господин Корольчук уверен, что именитые игроки рынка также могут обманывать потребителя. Поэтому приезжая на заправку, водителям не следует забывать, что они вправе потребовать паспорт качества бензина.

«Хотя не проблема подделать или купить документы, согласно которым ваш бензин будет выглядеть абсолютно официальным», — предостерегает эксперт.

Примечательно, что государство в некоторой мере «стимулирует» работу недобросовестных производителей бензина. Госкомитет по вопросам техрегулирования и потребительской политики продлил до конца 2011 года действие стандартов «Евро-2» и «Евро-3», которые регламентируют содержание в выхлопе автомобиля токсичных веществ. В результате в Украине действует два стандарта качества топлива: ГОСТ 4063-2001 — бензин «Евро-2» и «Евро-3» и ГОСТ 4839-2007 — бензин «Евро-4» и «Евро-5». Стоит отметить, что в Европе уже более 10 лет запрещено топливо «Евро-2» и «Евро-3».

Государство подыгрывает «бодяжникам»

В то время как украинским водителям приходится заправляться фальсификатом, власть решила создать вид борьбы с «бодягой». Правительство выделило 27 млн. грн. из госбюджета на лаборатории по контролю качества нефтепродуктов. Речь идёт о закупке 9 мобильных лабораторий для экспресс-анализа качества нефтепродуктов Государственной службой технического регулирования.

Кроме того, на столе у президента Виктора Януковича пылится закон, который предусматривает обязательную маркировку нефтепродуктов. Напомним, что 8 июля 2011 года Верховная Рада приняла во втором чтении закон №7484 «Об упорядочивании оборота нефтепродуктов». В случае подписания этого закона, как производимые в Украине, так и импортированные нефтепродукты будут подлежать обязательной маркировке.

Сначала на НПЗ или на границе в топливо будет добавляться маркер. Сотрудникам налоговой милиции, проверяющим нефтебазы и АЗС, выдадут специальные приборы, которые позволят буквально за одну минуту определить присутствие маркера в этом топливе и его концентрацию. Если маркера нет — топливо нелегальное. Если его мало — оно разбавлено.

Также планируется создать единый государственный реестр производителей и импортёров нефтепродуктов, в который будут внесены все компании, осуществляющие операции с топливом, а также реестр мест маркировки нефтепродуктов.

Среди потенциальных производителей акцизного маркера рассматриваются химические концерны Франции, Великобритании и Германии. Контролировать перемещение препарата будет СБУ.

Закон включает только базовые принципы маркировки, поэтому основная работа по реализации закона будет проведена Кабмином в течение 3-х месяцев после его подписания президентом. На реализацию этого закона Налоговой службе, по предварительным данным, понадобится минимум 100 млн. грн. Платить же, как всегда, придётся автомобилистам, ведь топливо подорожает минимум на 3-5 копеек за литр.

«Скорее всего, топливо подорожает, поскольку все расходы повесят на владельцев бензина», — прогнозирует Корольчук.

Операторы рынка, в свою очередь, обеспокоены тем, что на практике закон может создать возможности для злоупотреблений, так как успех его реализации будет зависеть от того, насколько добросовестно будут отработаны правительством все организационные, финансовые, технические и технологические аспекты. Станет ли маркировка топлива панацеей от «бодяги» — покажет время, а пока знатоки рынка рекомендуют автомобилистам пользоваться исключительно проверенными сетями АЗС.

Юрий Гончарук
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
10 комментариев
  1. бодя
    Добавил бодя
    17 августа 2011 21:13
    0
    Подскажите какого цвета должен быть 92 бензин? Я так понимаю светлого с желтым оттенком. Купил не давно пару литров 92 для мото косы, так он цвета темного пива.
  2. sergant42
    Добавил sergant42
    17 августа 2011 22:07
    0
    На СТО добавится работы, парадокс, а на каком же бензине ездят сами «бодяжники»?
  3. plc
    Добавил plc
    17 августа 2011 22:17
    0
    Цитата: sergant42
    а на каком же бензине ездят сами «бодяжники»?

    А для себя они же не бодяжат! Это как клубнику выращивают на разных грядках - одна для себя, без удобрений с толчка, а другую на продажу, с удобрениями.. на те люди, кушайте!
    wink
  4. sergant42
    Добавил sergant42
    18 августа 2011 00:31
    0
    plc,
    А как Вы себе это представляете, у "элиты" свои элитные заправки? Хотя в Украине может быть всякое даже то чего быть неможет, и не для всех. belay
  5. Даviд
    Добавил Даviд
    18 августа 2011 08:10
    0
    sergant42,
    Да, для них есть свои заправки. и туда завозят бензин исключительного качества!!!
  6. Pravoved
    Добавил Pravoved
    18 августа 2011 09:21
    0
    Где проверенные АЗС в Кременчуге?
  7. АДА
    Добавил АДА
    18 августа 2011 11:36
    0
    Заказная статья на старинных данных!
    То Правовед. Заправляюсь на Пселовских под Брендом Укртатнафта: На молодежном (разъезд НПЗ-Красно Знаменка), Пивзавод на Полтаву, Киевская. С 2004 году претензии предъявить не могу.
  8. plc
    Добавил plc
    18 августа 2011 13:58
    0
    Цитата: АДА
    Заправляюсь на Пселовских под Брендом Укртатнафта

    Ну а почему заводчане (наш НПЗ) заправляются на АВИАСе? Бензин там и на "Псле" - одинаковый с завода... А цены разные.

    Цитата: Pravoved
    Где проверенные АЗС в Кременчуге?

    О... на этот счет есть специальная тема на форуме, но "истинна где то там..."
  9. Kanarsky
    Добавил Kanarsky
    18 августа 2011 19:45
    0
    Цитата: АДА
    Заказная статья на старинных данных!

    А кто заказчик? fellow Собственно, кто кого заказал?
  10. ras
    Добавил ras
    19 августа 2011 16:41
    0
    А в это время в новостях...

    «Укртатнафта» начала торговать бензином Energy
    «Укртатнафта» разрабатывает премиальный бензин
    «Укртатнафта» объявила тендер на оборудование для модернизации завода