13:18 Понедельник 0 1 790
13:18, Понедельник, 15 февраля 2010

Пост — это не диета

Пост — это не диетаСегодня у православных христиан начался Великий пост. И хотя мы живём в стране, где много веков господствовали православные традиции, в настоящее время далеко не все понимают значение этого периода. Есть и люди, которые желали бы выдержать пост, но не знают, как это правильно сделать. Поэтому предлагаем вниманию наших читателей фрагмент интервью с предстоятелем Украинской Православной Церкви блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, который отвечает на вопросы, связанные с Великим постом.
 — Зачем Церковь установила весной Великий пост?
 — Пост является нашей жертвой Богу и подготовкой к достойной встрече главного праздника для каждого христианина — Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — Святой Пасхи. Вчера перед началом поста Церковь вспоминала изгнание Адама из рая, поэтому пост можно считать нашим уподоблением Адаму и плачем по потерянному раю.

К тому же пост является уподоблением самому Христу — новому Адаму, который перед своим выходом на проповедь 40 суток молился и постился в пустыне. Адам нарушил заповедь о посте у рая, а Христос — новый Адам (как Его называет Святое Писание) — победил искушения дьявола в пустыне.

Пост нам напоминает ещё и о выходе иудеев из рабства и 40-летнем путешествии по пустыни.

Можно приводить ещё много богословских примеров, но, чтобы увидеть и почувствовать покаянное настроение Великого поста, нужно сегодня вечером прийти в любой православный храм и услышать слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который мы в течение первых четырёх дней Великого поста читаем за вечерним богослужением.
 — Как достойно провести Великий пост? На что обратить внимание в первую очередь?
 — Великий пост — это время раскаяния и плача за грехи, время добрых и богоугодных дел. В дни Великого поста каждый христианин пытается достойно подготовиться к исповеди и Святому Причастию.

В течение поста мы пытаемся чаще бывать в храме, больше читать Святое Писание и произведения святых отцов, посещать больных и заключённых, помогать ближним и немощным. В эти дни мы воздерживаемся от лишних радостей и празднований.

То есть, в первую очередь мы постимся душой. А как учат святые отцы: пост телесный установлен для того, чтобы было легче поститься душе.
 — Что разрешено, и что запрещено есть в дни Великого поста?
 — Великий пост является постом строгим. То есть кроме мяса, молока и масла, в дни Великого поста запрещено употреблять и рыбу. К тому же существует благочестивая традиция первую неделю поста проводить в сухоядении, то есть, некоторые благочестивые христиане берут на себя подвиг не употреблять растительное масло и не варят в эти дни никаких кушаний. Существуют и другие особенности и традиции Великого поста, о которых можно узнать из литературы или спросить у духовника или парафиального священника.

Но главное — не забывать, что пост телесный является вспомогательным в посте духовном. И голод телесный, что рождается у нас в эти дни, должен перерасти в голод за Христом и Божьей благодатью. К тому же существует очень меткое высказывание, что во время поста прежде всего нужно воздерживаться от того, чтобы поедать друг друга. Это главное.
 — Что бы Вы посоветовали тем, кто решил поститься впервые?
 — Во-первых, вспомнить слова Самого Христа, который говорит: «иго Мое благо, и груз Мой легким является» (Мф. 11, 30). То есть не нужно думать, что поститься — это грустно и трудно. Христиане традиционно называют пост радостным и лёгким — настоящей весной души.

Во-вторых, ни за что не оставлять начатое дело поста. Пост — это путь. И если случаются падения, нужно находить в себе силы подниматься и шагать дальше.

И последнее, пост — это не диета. Поэтому нужно помнить, что главным является пост души. Поэтому необходимо уделить внимание молитве и хорошим делам. Необходимо читать Святое Письмо, посещать храм, исповедоваться, причащаться Святых христовых Тайн, помогать ближним, посещать больных и тому подобное.

При этом нужно помнить слова Христа о том, что пост не должен быть внешним для людей, а внутренним тайным, и тогда «Отец твой, что видит тайное, отдаст тебе явно» (Мф. 6, 18).
 

Добавить комментарий