» » » Век воды и дорожной техники
16:57 Неділя 0 4 867
16:57, Неділя, 21 лютого 2010
События 4 867 0

Век воды и дорожной техники

Кременчуг: вид с высоты птичьего полёта (начало ХХ века)В Кременчуге два старейших предприятия готовятся к юбилеям. Кременчужанам есть что вспоминать в 2010 году. История многих городских предприятий — это и история самого города, его районов и улиц. Это не больше и не меньше, а основы градообразования, на которых держится город на Днепре. В этом году к своим юбилеям подошли два старейших не только в Кременчуге, но и в Украине предприятия, — КП «Кременчукводоканал» и ОАО «Кременчугский завод дорожных машин».
Кременчугский водоканал будет праздновать своё столетие. На предприятии очень сознательно подошли к дате своего образования и летоисчисление ведут с 1910 года. Согласно историческим исследованиям, именно тогда была пробурена первая скважина для централизованного обеспечения жителей города водой.

А без воды и не…

В общем, плохо без неё. Её чистота и постоянная подача всегда были актуальны для Кременчуга. Если окунуться в летопись города, то предпосылки для становления прообраза сегодняшнего водоканала сложились уже в первые годы двадцатого века, когда произошло значимое для города событие — электрификация Кременчуга. А водопровод стал первым коммунальным предприятием в городе. Несмотря на материальные трудности во время революции 1917 года, Водоканал постоянно увеличивал мощности и, кстати, поставляя городу чистую артезианскую воду, спасал людей от эпидемических болезней во время гражданской войны и общей разрухи городского хозяйства.

До Великой Отечественной войны освоенных скважин в городе было уже 13, а длина водопроводных сетей составляла 45 км. Такую развитую водопроводную сеть имел не каждый город в республике. Надо заметить, что и при оккупации города в 1941-1943 годах остановилось многое, но не водопровод. Гитлеровцы, ничего не меняя, использовали его и неизменно поддерживали работу скважин и подачу чистой воды. Для себя, конечно.

Уже в послевоенный период до 1962 года усилиями Кременчугского водоканала были построены и задействованы 20 артезианских скважин общей мощностью 20000 куб. м в сутки. Протяженность водоводов и сетей составляла 60,3 км.

КП «Кременчукводоканал». Фото: panorama.pl.uaСейчас предприятие — это обширный комплекс сооружений, в работе которого задействованы две насосные станции первого подъёма, водоочистные сооружения мощностью 150000 куб. м в сутки, два комплекса канализационных очистных сооружений Левобережья и Правобережья Кременчуга общей мощностью 140000 куб. м в сутки, двадцать шесть станций перекачки стоков, семь повышающих насосных станций, шесть резервуаров питьевой воды.

В свой юбилей Кременчугский водоканал вошёл с программами технического переоснащения и выхода на новый уровень водоснабжения города. Но это уже будет совсем другая история — история второго столетия предприятия.

От молотилок до современной дорожной техники, от завода им. Сталина до украинского предприятия

Кременчугский завод дорожных машин имеет уникальную историю — на протяжении 140 лет его работы менялись собственники, номенклатура производства, названия, но не стабильность предприятия. Почти полтора столетия завод живёт полноценной промышленной жизнью.

Его история началась в 1970 году, когда, привлечённые новыми преобразованиями в Российской империи, в страну потянулись зарубежные инвестиции. Основателем завода считают первого владельца Баутца, который чётко просчитал необходимость выпуска на заводе сельскохозяйственной техники — конных приводов, молотилок, соломорезок и запасных частей к ним. Для Полтавского земледельческого региона такая техника всегда была на первом месте. Именно завод Баутца стал первым предприятием по производству сельскохозяйственных машин и орудий в Полтавской губернии. Но предприятие выполняло и иные заказы, например для железных дорог, которые прошли через Кременчуг.

В конце 90-х годов XIX столетия завод приобрёл кременчугский купец 1-й гильдии И. Андер — человек во всех смыслах неординарный и деловой. В то время предприятие стало именоваться Механическим чугунолитейным заводом. На заводе работало 65 человек: 21 литейщик, 22 слесаря, 10 токарей, 5 кузнецов, 3 модельщика, 3 маляра и машинист. В городских газетах можно было встретить такое рекламное объявление: «Механический чугунолитейный завод. Склад земледельческих машин. И. Андер. В Кременчуге. На ярмарочной площади в собственном доме. Отливка предметов из чугуна и меди и производство всякого рода механических работ. Нарезка и шлифовка металлических и фарфоровых вальцев. При заводе имеются всегда в большом запасе: принадлежности к механическим и земледельческим машинам. Адрес для писем и телеграмм: Андеру, Кременчуг».

Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)После революции хозяина Андера пролетарии не потерпели, и завод перешёл в подчинение государства, но продолжал оставаться единственным в губернии, который производил и ремонтировал сельскохозяйственные машины и орудия.

Во время советской индустриализации и первой пятилетки заводу были поставлены иные задачи. Переломным в жизни предприятия стал 1930 год. Был кардинально изменён профиль производства, и завод перешёл на выпуск дорожных машин. Масштаб дорожных работ в годы индустриализации быстро увеличивался, и в 1933 году постановлением Совнаркома СССР было создано «Дормашобъединение», которому передали шесть машиностроительных заводов для организации производства дорожных машин. В число этих заводов входил и Кременчугский завод. Производство началось с выпуска прицепных катков, канавокопателей, конных скреперов, цистерн для горючего и запасных частей к тракторам. Кременчугское предприятие получило и новое название — завод им. Сталина. А совсем недалеко, возле железнодорожного вокзала, установили и памятник «вождю всех времён и народов».

После войны завод пережил новые профильные изменения своего производства. Последние 50 лет предприятие специализируется на разработке и выпуске асфальтосмесительных установок, специальных автотранспортных средств для заправки и транспортировки нефтепродуктов.

В области проектирования и выпуска комплектов оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей, применяемых в строительстве дорог с твёрдым покрытием и взлётных полос аэродромов, завод имеет наибольший опыт среди других предприятий стран СНГ, так как до распада СССР был единственным предприятием по выпуску таких машин. Завод экспортировал их в 41 страну мира.

После того, как канул в лету СССР, Кременчугский завод дорожных машин пережил непростые времена, но встал на ноги и продолжает стабильную работу. Продолжается спрос и на его современную продукцию. Для примера: более 90% действующих в России и других странах СНГ, Европы асфальтосмесительных установок изготовлены Кременчугским заводом дорожных машин. Коллектив завода имеет колоссальные 140-летние технические и рабочие традиции, громаднейший исторический пласт развития. Пройти такой путь по плечу не каждому, и дормашевцы по праву гордятся своей историей.

Николай Тарасенко
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    13:56 П’ятниця 0 312 Ивент Холл для проведения мероприятий в Киеве В бизнесе любого направления очень важны массовые мероприятия, где участники могут познакомиться, обменяться опытом, представить свои наработки или же просто отдохнуть. Для проведения таких событий, как конференции, выставки или корпоративные вечеринки, необходимо специализированное пространство. Место в самой компании, которая организует ивент, не всегда доступно или подходит. В таком случае на помощь приходит Ивент Холл – многофункциональное и комфортабельное место с разнообразием помещений. Конгрессно-выставочный центр «Парковый», размещённый в живописном центре Киева, предоставляет множество локаций для событий любого масштаба.