» » » Век воды и дорожной техники
16:57 Воскресенье 0 3 490
16:57, Воскресенье, 21 февраля 2010
События 3 490 0

Век воды и дорожной техники

Кременчуг: вид с высоты птичьего полёта (начало ХХ века)Кременчуг: вид с высоты птичьего полёта (начало ХХ века)В Кременчуге два старейших предприятия готовятся к юбилеям. Кременчужанам есть что вспоминать в 2010 году. История многих городских предприятий — это и история самого города, его районов и улиц. Это не больше и не меньше, а основы градообразования, на которых держится город на Днепре. В этом году к своим юбилеям подошли два старейших не только в Кременчуге, но и в Украине предприятия, — КП «Кременчукводоканал» и ОАО «Кременчугский завод дорожных машин».
Кременчугский водоканал будет праздновать своё столетие. На предприятии очень сознательно подошли к дате своего образования и летоисчисление ведут с 1910 года. Согласно историческим исследованиям, именно тогда была пробурена первая скважина для централизованного обеспечения жителей города водой.

А без воды и не…

В общем, плохо без неё. Её чистота и постоянная подача всегда были актуальны для Кременчуга. Если окунуться в летопись города, то предпосылки для становления прообраза сегодняшнего водоканала сложились уже в первые годы двадцатого века, когда произошло значимое для города событие — электрификация Кременчуга. А водопровод стал первым коммунальным предприятием в городе. Несмотря на материальные трудности во время революции 1917 года, Водоканал постоянно увеличивал мощности и, кстати, поставляя городу чистую артезианскую воду, спасал людей от эпидемических болезней во время гражданской войны и общей разрухи городского хозяйства.

До Великой Отечественной войны освоенных скважин в городе было уже 13, а длина водопроводных сетей составляла 45 км. Такую развитую водопроводную сеть имел не каждый город в республике. Надо заметить, что и при оккупации города в 1941-1943 годах остановилось многое, но не водопровод. Гитлеровцы, ничего не меняя, использовали его и неизменно поддерживали работу скважин и подачу чистой воды. Для себя, конечно.

Уже в послевоенный период до 1962 года усилиями Кременчугского водоканала были построены и задействованы 20 артезианских скважин общей мощностью 20000 куб. м в сутки. Протяженность водоводов и сетей составляла 60,3 км.

КП «Кременчукводоканал». Фото: panorama.pl.uaКП «Кременчукводоканал». Фото: panorama.pl.uaСейчас предприятие — это обширный комплекс сооружений, в работе которого задействованы две насосные станции первого подъёма, водоочистные сооружения мощностью 150000 куб. м в сутки, два комплекса канализационных очистных сооружений Левобережья и Правобережья Кременчуга общей мощностью 140000 куб. м в сутки, двадцать шесть станций перекачки стоков, семь повышающих насосных станций, шесть резервуаров питьевой воды.

В свой юбилей Кременчугский водоканал вошёл с программами технического переоснащения и выхода на новый уровень водоснабжения города. Но это уже будет совсем другая история — история второго столетия предприятия.

От молотилок до современной дорожной техники, от завода им. Сталина до украинского предприятия

Кременчугский завод дорожных машин имеет уникальную историю — на протяжении 140 лет его работы менялись собственники, номенклатура производства, названия, но не стабильность предприятия. Почти полтора столетия завод живёт полноценной промышленной жизнью.

Его история началась в 1970 году, когда, привлечённые новыми преобразованиями в Российской империи, в страну потянулись зарубежные инвестиции. Основателем завода считают первого владельца Баутца, который чётко просчитал необходимость выпуска на заводе сельскохозяйственной техники — конных приводов, молотилок, соломорезок и запасных частей к ним. Для Полтавского земледельческого региона такая техника всегда была на первом месте. Именно завод Баутца стал первым предприятием по производству сельскохозяйственных машин и орудий в Полтавской губернии. Но предприятие выполняло и иные заказы, например для железных дорог, которые прошли через Кременчуг.

В конце 90-х годов XIX столетия завод приобрёл кременчугский купец 1-й гильдии И. Андер — человек во всех смыслах неординарный и деловой. В то время предприятие стало именоваться Механическим чугунолитейным заводом. На заводе работало 65 человек: 21 литейщик, 22 слесаря, 10 токарей, 5 кузнецов, 3 модельщика, 3 маляра и машинист. В городских газетах можно было встретить такое рекламное объявление: «Механический чугунолитейный завод. Склад земледельческих машин. И. Андер. В Кременчуге. На ярмарочной площади в собственном доме. Отливка предметов из чугуна и меди и производство всякого рода механических работ. Нарезка и шлифовка металлических и фарфоровых вальцев. При заводе имеются всегда в большом запасе: принадлежности к механическим и земледельческим машинам. Адрес для писем и телеграмм: Андеру, Кременчуг».

Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)Кременчуг, улица Екатеринская (начало ХХ века)После революции хозяина Андера пролетарии не потерпели, и завод перешёл в подчинение государства, но продолжал оставаться единственным в губернии, который производил и ремонтировал сельскохозяйственные машины и орудия.

Во время советской индустриализации и первой пятилетки заводу были поставлены иные задачи. Переломным в жизни предприятия стал 1930 год. Был кардинально изменён профиль производства, и завод перешёл на выпуск дорожных машин. Масштаб дорожных работ в годы индустриализации быстро увеличивался, и в 1933 году постановлением Совнаркома СССР было создано «Дормашобъединение», которому передали шесть машиностроительных заводов для организации производства дорожных машин. В число этих заводов входил и Кременчугский завод. Производство началось с выпуска прицепных катков, канавокопателей, конных скреперов, цистерн для горючего и запасных частей к тракторам. Кременчугское предприятие получило и новое название — завод им. Сталина. А совсем недалеко, возле железнодорожного вокзала, установили и памятник «вождю всех времён и народов».

После войны завод пережил новые профильные изменения своего производства. Последние 50 лет предприятие специализируется на разработке и выпуске асфальтосмесительных установок, специальных автотранспортных средств для заправки и транспортировки нефтепродуктов.

В области проектирования и выпуска комплектов оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей, применяемых в строительстве дорог с твёрдым покрытием и взлётных полос аэродромов, завод имеет наибольший опыт среди других предприятий стран СНГ, так как до распада СССР был единственным предприятием по выпуску таких машин. Завод экспортировал их в 41 страну мира.

После того, как канул в лету СССР, Кременчугский завод дорожных машин пережил непростые времена, но встал на ноги и продолжает стабильную работу. Продолжается спрос и на его современную продукцию. Для примера: более 90% действующих в России и других странах СНГ, Европы асфальтосмесительных установок изготовлены Кременчугским заводом дорожных машин. Коллектив завода имеет колоссальные 140-летние технические и рабочие традиции, громаднейший исторический пласт развития. Пройти такой путь по плечу не каждому, и дормашевцы по праву гордятся своей историей.

Николай Тарасенко
 

Добавить комментарий

События 08:45 Среда 0 815 Главную новогоднюю ёлку Кременчуга в этом году установят на площади Победы Об этом на еженедельном аппаратном совещании сообщил заместитель мэра Руслан Проценко. Устанавливать ёлку на месте, где недавно находился памятник Ленину, начнут с 21 ноября.