» » » Без нефти и с дорогим бензином?
19:01 Понедельник 2 1 609
19:01, Понедельник, 17 января 2011

Без нефти и с дорогим бензином?

Отечественные НПЗ не будут существенно модернизироваться, поскольку им будет выгоднее, имея правительственные преференции в виде ввозных пошлин, и дальше продавать здесь топливо более низкого ценового сегмента по более высоким ценам. Все топливные проблемы Украины снова решаются в Москве. На этот раз — на переговорах между Россией и Беларусью о поставках нефти, которые проходят с декабря 2010 года.
Если Минск согласует условия закупки российского сырья и полностью загрузит им оба своих нефтеперерабатывающих комбината, означает, во-первых, отказ от закупки нефти из Венесуэлы и Азербайджана. А значит, Украина может снова «пролететь» с запуском нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме.

А во-вторых, льготы, которые получил Лукашенко от России по уплате пошлины на нефть, могут существенно удешевить бензин, поставляемый с Мозырского НПЗ в Украину, и это существенно перераспределит украинский топливный рынок.

Особенно если будут реализованы инициативы, с помощью которых Минтопэнерго хочет противостоять такому удешевлению.

На кремлевских дотациях

В декабре 2010 года, накануне выборов белорусского президента, Москва и Минск договорились о беспошлинных поставках нефти на белорусские НПЗ в обмен на то, что Минск будет отдавать в российский бюджет 85% экспортной пошлины на нефтепродукты. Причём пошлиной будет облагаться только продукция, изготовленная из российского сырья.

Договоренности эти, правда, лишь рамочные: до сих пор продолжается спор о цене с российскими компаниями. Однако в любом случае нефть для Минска сейчас будет дешевле, ведь экспортная пошлина на нефтепродукты всегда меньше, чем на сырьё. Так может оказаться, что российское сырьё будет для Минска дешевле венесуэльского. Переработка первой и раньше была не намного менее выгодной, чем второй, даже с учётом пошлины.

И если в конкретных контрактах между хозяйствующими субъектами будет фигурировать тот же объём поставки российского сырья, что и в протокольных договорённостях — 21,7 миллиона тонн нефти в год, то больше Беларуси нефти и не нужно. Несмотря на все недавние гарантии белорусского правительства о минимальных объёмах прокачки.

Значит, «Одесса-Броды» загрузить нечем. После пробной транспортировки осенью первой порции нефти украинская труба так и стоит пустая. Её можно было бы попробовать запустить хотя бы в маломощном режиме, для поставки сырья на западноукраинские НПЗ, и параллельно искать покупателей в Европе.

Однако для этого нужно, чтобы их владелец — группа «Приват» — согласилась перерабатывать эту достаточно дорогую нефть. Так что пока все ждут окончательного решения белорусов относительно баланса нефти.

Отечественные НПЗ простаивают

Другое следствие отмены пошлин на нефть для Беларуси — снижение себестоимости нефтепродуктов, которые она традиционно поставляет на украинский рынок.

«Преимущество белорусских НПЗ перед украинскими будет превышать 130 долларов за тонну светлых нефтепродуктов. Конечно, никто не будет сразу сбрасывать гривну на литре бензина, но, имея такое преимущество, можно торговать по стабильно низким ценам, оставляя местные заводы без копейки», — жалуется Дмитрий Зверев, пресс-секретарь компании «ТНК-ВР Коммерс», эксплуатирующего Лисичанский НПЗ.

По его словам, ни один отечественный НПЗ не сможет выдержать такой конкуренции. Правда, частично это преимущество существовало и до введения российских скидок. Дело в том, что белорусские НПЗ чрезвычайно модерновые. Глубина переработки в них выше, а значит, себестоимость нефтепродуктов — ниже. Следовательно, реальный рост преимущества белорусских НПЗ — менее 130 долларов за тонну.

Кроме того, в 2009 году белорусы владели ещё большим преимуществом, ведь вообще не платили никаких пошлин — ни на нефть, ни на нефтепродукты. К тому времени они действительно имели преимущество над украинскими НПЗ, но только в отдельных регионах.

«До 2009 года продукция, поступавшая из Мозыря на украинский рынок, была на 10-15% дешевле. Это сказывалось на ценах на топливо, в частности в Киеве, который ближе к границе с Беларусью, чем, например, до Кременчуга, и в Западной Украине», — рассказал «Экономической правде» один из импортёров нефтепродуктов.

Кроме того, по словам президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, недавний переход белорусских НПЗ на производство топлива по стандартам «Евро-4» и «Евро-5» нивелирует их конкуренцию с украинскими НПЗ, которые по этим стандартам выпускают небольшие объёмы топлива.

«Не может уксус конкурировать с маслом, также и бензины разного качества покупают разные водители. Если качественный бензин подорожает, его потребители будут ездить меньше, но портить авто украинским бензином не станут», — говорит представитель нефтетрейдеров.

То есть для успешной конкуренции с импортом украинские НПЗ должны продолжить модернизацию, которую в 2010 году активно начали Кременчугский и Лисичанский НПЗ и чуть раньше — Одесский НПЗ. Правда, затем работы остановились — после того, как Кабмин отсрочил введение в Украине требований «Евро-4» ко всему горючему.

Поддержка заводских штанов

Именно для стимулирования модернизации украинских НПЗ и их защиты от нашествия дешёвого белорусского продукта Минтопэнерго и предлагает ввести ввозную пошлину на импортное топливо. Её окончательная величина, согласно предложению Минтопэнерго, составляет 130 евро за тонну бензина и 80 евро за тонну дизтоплива, т.е. в среднем примерно столько, сколько составляет ценовое преимущество белорусов над украинцами.

Ведомство Юрия Бойко пытается убедить правительство, что после введения таких инициатив Украина сможет отказаться от импорта и перейти на отечественное сырьё. Те же тезисы — в заявлениях представителей перерабатывающих предприятий, в частности Одесского НПЗ, который ежегодно декларировал экспорт существенной части своей продукции.

«Я надеюсь, что после принятия задекларированных пошлин вывоз нефтепродуктов станет невыгодным, поскольку если вы сравните объёмы импорта и объёмы вывоза нашего топлива, то вывоз намного меньше… Мы сможем всё продавать здесь», — уверяет глава отдела внешних связей Одесского НПЗ Алексей Бибик.

По мнению же Косянчука, отечественные НПЗ не станут существенно модернизироваться, поскольку им будет выгоднее, имея правительственные преференции в виде ввозных пошлин, и дальше продавать здесь топливо низкого ценового сегмента по более высоким ценам.

«Защита от белорусских льгот — это лишь повод, ведь цены украинских НПЗ у нас привязаны к импорту, а следовательно, переработчикам надо эти цены повысить, чтобы дороже продавать свою „бодягу“ и получать большую прибыль», — утверждает Косянчук.

Как перераспределится рынок

Экспертные круги размышляют, хватило ли бы мощностей украинских НПЗ для полного покрытия рынка Украины в случае отказа от импорта.

«Линик» может перерабатывать 8 млн тонн сырья в год, а в 2010 году переработал около 5 миллионов тонн. Мощностей только двух украинских заводов — Лисичанского и Кременчугского — вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности украинского рынка в нефтепродуктах», — уверяет Зверев.

В то же время Косянчук утверждает, что действительно существенно увеличить объёмы переработки может только Кременчугский НПЗ, и то для этого ему придётся увеличить в своей сырьевой корзине долю дорогой азербайджанской нефти.

Одесский НПЗ — маломощный, он способен переработать лишь 2,4 миллиона тонн сырья в год. А 8 миллионов тонн Лисичанского завода — это лишь мощности первичной переработки нефти, уверяет Косянчук, бывший руководитель этого комбината.

А «чистовые» мощности НПЗ в 2010 году были загружены на 90%, а без них выпускать больше качественного бензина невозможно, утверждает эксперт. Однако у Зверева иное мнение.

«На полной загрузке завод мог бы произвести на 2 миллиона тонн светлых нефтепродуктов больше, чем в прошлом. При этом, конечно, себестоимость производства бензина «Евро-4» будет выше по сравнению с бензином «Евро-2», но теоретически весь этот объём мы могли бы выпускать под «Евро-4».

Какая из сторон более искренняя, можно выяснить, лишь проведя независимое оценивание мощностей завода.

Пока же в Кабмине продолжаются споры о введении ввозной пошлины: с критикой инициативы Бойко выступили министерства финансов и экономики. Но если здесь Кабмин сможет хоть как-то влиять на перераспределение рынка, то на перспективу загрузки «Одесса-Броды» ему повлиять сложнее. Правительство, надеясь на «подарки» от Лукашенко, не слишком активно вело переговоры с другими заказчиками транзита и, похоже, оказалось не готово к отказу Минска.

Артем Захарченко
 

Добавить комментарий

2 комментария
  1. Даviд
    Добавил Даviд
    17 января 2011 21:00
    0
    Переходим на альтернативные виды топлива.
  2. kztu
    Добавил kztu
    18 января 2011 08:26
    0
    Ага на самогон!
Экономика 09:55 Вторник 0 360 Местные бюджеты Кременчуга и Кременчугского района получили более 152 млн грн. платы за землю За январь-ноябрь 2016 года в местные бюджеты г. Кременчуга и Кременчугского района было перечислено более 152 миллионов гривен платы за землю, сообщили в Кременчугской ОГНИ ГУ ГФС в Полтавской области.