» » » Сколько верёвочке не виться...
17:09 Четвер 0 1 680
17:09, Четвер, 18 жовтня 2007

Сколько верёвочке не виться...

С введением в действие Закона Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём” от 28.11.2002 года, после ряда изменений в действующем законодательстве, были утверждены “Рекомендации относительно выявления и информирования о финансовых операциях, которые подлежат финансовому мониторингу” (приказ ГоловКРУ Украины от 19.01.05 №17), после чего органы государственной контрольно-ревизионной службы стали полноправными участниками системы противодействия легализации преступных средств.
Расчёты уровня теневого сектора в Украине с применением разных методических подходов свидетельствуют, что он всё ещё остаётся высоким и составляет более 30% ВВП. Это явление создаёт системную угрозу экономической безопасности государства, отмывание средств затрагивает интересы законного бизнеса и репутацию его сегментов и участников, подрывает доверие общества ко всей финансовой системе и является угрозой нормальному функционированию кредитно-финансовых учреждений страны. Главной проблемой в борьбе с отмыванием денег является то, что это борьба скорее с последствиями, чем с причинами общественно-негативных явлений. Кроме того, “отмыватели” постоянно изобретают новые способы превращения преступных денег в полностью легальные. Современные преступники по развитию идей и технологий всегда идут на шаг впереди правоохранительных структур. Мошенники регулярно меняют и валюту, и способы легализации денег, а также используют международные финансовые организации для отмывания нелегальных средств.

Согласно информации Регионального отдела государственного комитета финансового мониторинга Украины в Полтавской области (г. Полтава, ул. Маршала Бирюзова, 47, тел.: (0532) 56-63-70) характерными группами финансовых операций, которые используются преступниками с целью отмывания средств, остаются:

  • операции по незаконному вывозу средств за границу;

  • псевдоэкспорт;

  • операции нерезидентов с ценными бумагами;

  • операции по потерянным паспортам;

  • операции с банковскими металлами;

  • операции с незаконным возмещением НДС;

  • операции по незаконной конвертации средств в наличность (“конвертационные центры”).

По состоянию на 1 сентября 2007 года Региональным отделом Госфинмониторинга в Полтавской области сопровождается 15 обобщённых материалов (обоснованное подозрение в отмывании средств), сформированных по сообщениям финансовых посредников, участников системы противодействия отмыванию средств, которые направлены на проверку в правоохранительные органы. По 6 материалов находятся на проверке в Управлении налоговой милиции ГНА в Полтавской области и УМВД в Полтавской области, два – УСБУ в Полтавской области, один в областной прокуратуре. По результатам проверки правоохранительными органами возбуждено 9 уголовных дел, по 6 материалам проводится доследственная проверка. Переданы в суд 3 уголовных дела, по двум вынесен приговор.

Большим резервом по выявлению признаков отмывания средств и других преступных проявлений в сфере экономики является сотрудничество Госфинмониторинга с контрольно-ревизионной службой, особенно в части использования бюджетных средств, государственных и коммунальных финансовых ресурсов (активов), имущества. Во время проведения контрольных мероприятий специалистам контрольно-ревизионного отдела в Кременчуге и Кременчугском районе всё чаще приходится сталкиваться с операциями, которые на первый взгляд выглядят полностью законными, но могут завершиться противоправными действиями, в том числе и отмыванием доходов, то есть жизненным кредо наших комбинаторов стала рекомендация одного из родителей американской конституции Томаса Джефферсона: “Если вы хотите нарушить закон, то нарушайте его по законам”. Вот некоторые примеры обнаруженные специалистами службы:

  1. Схема незаконного завладения высоколиквидным государственным имуществом и доведение до банкротства прибыльного государственного предприятия (далее ГП). Контрольным мероприятием, проведённым по поручению правоохранительных органов на одном из ГП нефтяной отрасли была обнаружена следующая схема: руководителем ГП в августе-октябре 2004 года заключаются соглашения и приобретается имущество, которое не соответствует основному виду деятельности (неоконченное строительство жилого дома – стоимость которого значительно завышена), тепловоз (фактическое наличие которого проведённой инвентаризацией не обнаружено, техническая документация отсутствует) и стрелочный железнодорожный кран, и это всё при том, что на предприятии отсутствуют подъездные железнодорожные пути. В результате данных действий образовалась кредиторская задолженность перед поставщиком в размере 7,67 млн. грн., который в декабре 2004 года обратился с исковым заявлением в суд. То есть, в данной схеме было задействовано и решение суда, согласно которому ГП должно удовлетворить требования истца (поставщика) с учётом санкций, но почему-то к вниманию не бралось последнее предложение решения суда, в котором шла речь о том, что все действия должны проводиться согласно требованиям действующего законодательства. С целью “предупреждения банкротства” ГП срочно, без разрешения Министерства топлива и энергетики Украины, передаёт кредитору в счёт погашения задолженности около 70% всех основных средств (нефтепродукты) остаточной стоимостью 11,12 млн. грн., в т.ч. недостаток тепловоза – 1,16 млн. грн. В настоящее время ГП находится в стадии ликвидации. По результатам контрольного мероприятия возбуждено уголовное дело. Сейчас бывший руководитель предприятия ожидает приговора суда.

  2. Схема конвертации средств в наличность. Одно из коммунальных предприятий (далее КП) города (Доверитель) заключает в 2006 году договор-поручение с одной из частных юридических фирм г. Киева (Поверенный) на предмет проведения комплекса юридических услуг и фактических действий, направленных на ликвидацию дебиторской задолженности. Размер вознаграждения Поверенного составляет 15% от суммы погашенной задолженности. Необходимо отметить, что в штате КП работает 2 юриста, должностными обязанностями которых предусмотрена организация и ответственность за своевременность предъявления претензий и осуществление исковой работы, кроме того, должностными обязанностями ещё 6 должностных лиц отдела предусмотрено проведение систематического контроля за своевременным поступлением средств за предоставленные услуги от физических и юридических лиц. Проведённым анализом поступления средств в счёт погашения дебиторской задолженности обнаружено, что в течение 2006 года помесячно поступало средств в объёме от 13 до 38% по данным 2004-2005 годов. Кроме того, проверяющим не были предоставлены документы, подтверждающие факт предоставления юридических услуг и фактических действий, направленных на ликвидацию задолженности Поверенным. Несмотря на это, в течение 2006 года на расчётный счёт Поверенного были перечислены вознаграждения в размере 126,0 тыс. грн. С одной стороны всё выглядит полностью законно, с другой вызывает сомнение факт уменьшения объёма поступлений средств на расчётный счёт КП, что может свидетельствовать о факте непредоставления услуг Поверенным.

Надеюсь, что данная информация также заинтересует органы Госфинмониторинга. Учитывая вышеупомянутое, можно сделать выводы о том, что полёт деятельности у финансовой разведки является достаточно большим, но, как отмечалось выше, основное внимание сосредотачивается на конечных стадиях возможного отмывания денег или финансирования терроризма. По мнению работников ГКРС, проведение мониторинга хозяйственных операций, которые предшествуют конечным платежам - дело более перспективное, даже с точки зрения предотвращения незаконных операций. Ведь деньги появляются не сами по себе, а в результате реализации товаров, работ или услуг. Поэтому наблюдение за возможной легализацией доходов должно осуществляться как на конечном этапе движения финансовых потоков (осуществление платежей), что предусмотрено вышеупомянутым Законом, так и на встречном – движение материальных активов, работ и услуг. Но для этого нужно расширить официальный перечень субъектов первичного финансового мониторинга на органы, наделённые правом контролировать операции по реализации товаров, работ, услуг (например, налоговые/таможенные органы, органы ГКРС, государственное казначейство), и на органы, которые обеспечивают операции с имуществом (например биржи, нотариусы).

Надеюсь, что информация, предоставленная в статье, заставит руководителей-комбинаторов понять в другом контексте, поговорку: “Сколько верёвочке не виться, а...”



Начальник КРО в г. Кременчуге и Кременчугском районе Ю.Л. Закревский


Кременчугский горсовет
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Криминал / Фото 11:02 Неділя 0 623 З початку року поліція відкрила 33 кримінальні провадження за фактами домашнього насильства З метою припинення домашнього насильства з початку року на Полтавщині поліцейські вручили кривдникам 1 518 термінових заборонних приписів, склали 1 950 адміністративних матеріалів та відкрили 33 кримінальні провадження. На профілактичному обліку поліції перебуває 5 152 кривдники. За вчинення домашнього насильства особі може загрожувати до 2-х років позбавлення волі.