» » » АвтоКрАЗ: Жеваго теряет позиции
15:57 Вторник 0 1 543
15:57, Вторник, 23 сентября 2008
Бизнес 1 543 0

АвтоКрАЗ: Жеваго теряет позиции

Подконтрольная Константину Жеваго холдинговая компания «АвтоКрАЗ» недавно заявила, что скорректировала прогноз выпуска грузовиков в сторону понижения. Это объясняется ростом издержек и переход на более дорогие двигатели. Таким образом, «АвтоКрАЗ» рискует сокращением своей доли рынка, на которую претендуют российские и европейские производители.
В сентябре Минпромполитики утвердило новую госпрограмму развития автопромышленности и регулирования рынка автомобилей до 2015 г. Документом, в частности, предусматривается увеличение производства грузовых автомобилей до 54 тыс. в год. Это означает, что за следующие шесть лет выпуск грузовиков должен вырасти в 8 раз (!), ведь за минувший год в стране изготовлено 7263 грузовых автомобилей. Иначе чем фантастическими эти планы не назовёшь. Хотя, возможно, в министерстве “производством” считают крупноузловую сборку дешёвых китайских брендов, которая приобретает в Украине массовый характер.

Производство грузовиков в Украине, шт.

 

2006 г.

 

2007 г.

 

Изменение, %

 

АвтоКрАЗ

 

3486

 

4175

 

+19,7

 

КрАСЗ

 

1655

 

1138

 

-31,2

 

ЗАЗ

 

621

 

1105

 

+77,9

 

ЛуАЗ

 

749

 

845

 

+12,8

 


Ажиотажный спрос
Рост украинского рынка грузовых автомобилей ускоряется, благодаря развитию экономики, особенно частного бизнеса, который более активно закупает грузовики по сравнению с госпредприятиями. Высокая динамика ожидается в строительном секторе (один из основных заказчиков большегрузных автомобилей) – в том числе, благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов, связанных с проведением футбольного Eвро-2012. Наибольшим спросом в настоящее время пользуются самосвалы и седельные тягачи (в общей структуре продаж доля каждого из этих видов составляет около четверти), а также фургоны и бортовые грузовики (примерно по 15-20%).

В минувшем году в Украине продажи средних (полной массой 8-16 т.) и тяжёлых (свыше 16 т.) грузовиков составили около 10 тыс. А только за I полугодие 2008 г. реализовано уже 10,6 тыс. штук, что на 94% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем более половины из них пришлось на большегрузную технику полной массой свыше 16 т.

Лидерами рынка в среднем классе являются КамАЗ, МАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, на позиции которых активно наступает китайский FAW. В сегменте большегрузной техники полной массой свыше 16 тонн тройка лидеров осталась неизменной, однако российские, белорусские и украинские грузовики сдают свои позиции под натиском европейских марок. Если в 2006 г. КамАЗ, МАЗ и КрАЗ суммарно занимали 82% отечественного рынка, то за минувший год их доля сократилась до 63%. Продажи грузовиков из Западной Европы, Америки и Азии, включая Индию и Китай, растут динамичнее, чем у производителей из СНГ. В 2007 г. КамАЗ сохранил свои лидирующие позиции в Украине (26% рынка), ненамного отстаёт МАЗ (25%), в то время как доля КрАЗа сократилась с 17% до 12%.

Жеваго пошёл на снижение
Представители КрАЗа снижение доли на рынке объясняют увеличением цены машин в связи с переходом на выпуск автомобилей с двигателями Евро-2. Выпуск грузовиков в Кременчуге не сократился, а вырос – на 21%, до 4,2 тыс. шт. (рекордный за последние 12 лет показатель). Из проданных 4,6 тыс. ед. на украинский рынок было поставлено 1,5 тыс., что составило 31% общего объёма продаж завода. Основным же рынком сбыта (49% общего объёма продаж) является российский, поставки куда за 2007 г. выросли почти до 3 тыс. машин. Ещё почти 500 машин поставлено в страны Средней Азии, третий по важности рынок для завода.

В 2008 г. планируется выпустить 4,5-5 тыс. автомобилей, первоначальный прогноз (свыше 5 тыс.) скорректирован в связи со снижением продаж на украинском рынке в последние месяцы. На КрАЗе сетуют на растущую конкуренцию, в том числе резкий рост завоза импортных аналогов, с которыми заводу сложно конкурировать, в т.ч. из-за многократного роста цен на сырьё, комплектующие и энергоносители.

В частности, двигатели Ярославского моторного завода стоят уже на $700 дороже, чем силовой агрегат Cummins, при этом россияне не имеют ещё двигателей стандарта Евро-4. В минувшем году 80% автомобилей КрАЗ были оснащены двигателями Евро-2, а в 2008 г. 3-5% общего выпуска составят авто с Евро-3. КрАЗ в минувшем году снизил производство китайских FAW на 31%, однако в этом году ситуация стабилизировалось – только за январь-июнь их выпущено 1398, столько же, сколько за весь 2006 г.

Запорожский автозавод в нынешнем году выпустит почти 3 тыс. грузовых автомобилей, преимущественно китайских JAC и индийских ТАТА, плюс незначительное количество китайских Dong Feng. К сборке грузовых ТАТА в сентябре текущего года приступил и Бориспольский автозавод (на площадке в Чернигове). При условии стабильных поставок машинокомплектов, соответствующих стандарту Евро-3, на предприятии готовы выпускать до 500 единиц в месяц. В корпорации «Эталон», в состав которой входит БАЗ, уверены, что такое количество “может поглотить только российский рынок”, на который планируется поставлять грузовики.

А корпорация «Богдан» (в минувшем году почти 850 машин Hyundai и Isuzu) после запуска нового завода в Черкассах планирует резко нарастить выпуск грузовиков. В текущем году – 2 тыс. шт. Isuzu, в следующем – 3,5 и далее поэтапно до 15 тыс. в год. В минувшем году в Украине было продано 500 грузовиков Isuzu. СП «Исузу Авто Украина», реализующая в стране корейские грузовики, в 2008 г. планирует продать более 1000 автомобилей, вывести на рынок новую малотоннажную серию, среднетоннажники и начать дистрибуцию тяжёлой техники.

“Союзные” грузовики
В 2007 г. КамАЗ продал в Украине 2225 автомобилей. Российский производитель удерживает 1-е место на нашем рынке с 2006 г., когда он впервые обогнал по продажам МАЗ. За последние 2 года компания вдвое увеличила реализацию своей продукции в Украине. Наш рынок в экспорте КамАЗа занимает около 20%. В целом же, за 6 месяцев текущего года на украинском рынке продано уже более 2000 автомобилей.

Крупнейшие производители грузовиков в СНГ, шт.

 

2007 г., тыс.

 

к 2006 г., %

 

КамАЗ

 

54,2

 

+20

 

ГАЗ (средние)

 

29,9

 

+123

 

Урал

 

15,8

 

+58

 

МАЗ

 

20

 

+10

 


Другой российский производитель – ГАЗ – традиционно доминирует в Украине в сегменте среднетоннажных грузовиков, доля же компании на рынке тяжёлых грузовиков (за счёт поставок «Уралов») составляет до 10%. Если состоится широко обсуждаемая сейчас сделка по объединению автопроизводств «Урала» и Минского автозавода, в СНГ появится производитель, который будет конкурировать не только с нынешним лидером КамАЗом, но и сможет стать мощным игроком в Европе.

За прошедшие два года доля МАЗа на украинском рынке грузовиков снизилась с почти 42% до 25%, продажи белорусских грузовиков в 2007 г. сократились до 2150. Реализация в Украине может вырасти, поскольку с 2008 г. в число официальных дилеров марки МАЗ в Украине вошла корпорация «АИС».

Всего за минувший год Минский автозавод выпустил 24 тыс. машин, из которых больше половины продано в России. В зависимости предприятия от российского рынка и есть основная проблема МАЗа – фактически, кроме стран СНГ сбывать машину негде, к тому же 90% моторов, используемых на белорусских грузовиках, поступает с Ярославского моторного завода, подконтрольного группе ГАЗ.

Производство на МАЗе станет рентабельным при увеличении выпуска машин двое-втрое – до 50-80 тыс. в год. К тому же нужно переходить на стандарты Евро-3 и Евро-4. Для всего этого нужны крупные инвестиции, которых нет ни у завода, ни у государства, которому МАЗ принадлежит. Единственный выход – привлечение инвестора или объединение с более сильным игроком.

Европейцы наступают
В 2007 г. украинский рынок импорта новой техники из Европы увеличился почти на 50%, в том числе, рынок грузовиков полной массой до 8 тонн увеличился более чем на 40% по сравнению с 2006 годом, продажи тяжёлых грузовиков выросли более чем на 120%.

В 2007 г. компания «Авто-Капитал», которая продаёт в Украине автомобили Mercedes-Benz, увеличила реализацию грузовиков в классе 8-16 тонн до 160 ед. (на 139% больше уровня 2006 г.). В классе свыше 16 тонн продано 470 ед. (+86,51%), включая новую модель Actros. В 2008 г. планируется увеличение продаж машин среднего и тяжёлого классов Mercedes-Benz на 65%.

Компания MAN в минувшем году поставила в Украину 469 грузовиков, в текущем году продажи планируется нарастить втрое. За январь-август 2008 г. продано более 600 грузовиков. В среднем классе (8-16 тонн) MAN контролирует уже 32% продаж европейских грузовиков в Украине, в тяжёлом секторе (свыше 16 тоннн) – 21% рынка. Компания намерена в ближайшие несколько лет увеличить свою рыночную долю до 50%. Добавим, что представители немецкой компании опровергли информацию СМИ о якобы имевшемся намерении MAN разместить производство в Украине.

«Renault Trucks Украина» за 2007 г. реализовала 440 новых грузовиков, в 2,5 раза больше по сравнению с 2006-м. Доля грузовиков Renault на рынке приближается к 20%. По итогам 2008 г. Renault планирует войти в лидирующую “тройку” на украинском рынке, благодаря расширению перечня предлагаемых моделей.

В 2007 г. в Украину было поставлено 360 грузовиков Scania, что вдвое больше, чем в минувшем году. Доля рынка Scania среди импортёров составляет 12%. Также в страну завезено около 120 подержанных машин (многие клиенты предпочитают недорогие б/у модели Scania новым китайским брендам). В 2008 г. планируется, как минимум, удвоить показатели продаж в Украине.

В прошлом году компания DAF Trucks поставила в Украину около 300 единиц новых грузовиков полной массой более 15 тонн, что в 2,5 раза превышает результаты 2006 г. В 2007 г. «IVECO Украина» реализовала в стране около 200 среднетоннажников EuroCargo, седельных тягачей и самосвал IVECO.

Поднебесные тяжеловесы
Помимо мало- и среднетоннажных грузовиков FAW, Dongfeng, Foton и JAC, которые уже хорошо известны в Украине, в текущем году на отечественный рынок выходят несколько новых китайских марок. В частности, корпорация «Агро-Союз» предлагает тяжёлые грузовики HANIA, по техническим характеристикам максимально приближенные к известным европейским брендам, и в то же время более доступные по цене.

Кроме того, представлены грузовые автомобили, самосвалы и тягачи HOWO полной массой от 20 до 60 тонн. Марка HOWO успешно продаётся в РФ и Казахстане (по итогам 2007 г. бренд занял в России 2 место по продажам среди новых тяжёлых грузовиков импортного производства), уступив лишь Scania. Киевская компания «КАМК Украина» предложила рынку торговую марку CAMC – большегрузную грузовую технику для строительства и перевозок.

***
Китайские бренды и далее будут усиливать конкуренцию, прежде всего, с производителями из СНГ. С другой стороны, всё больше украинских клиентов готовы платить довольно большие деньги за немецкую, шведскую и французскую технику. Переход КрАЗов, МАЗов и КамАЗов на стандарт Евро-3 и Евро-4 приведёт их к дальнейшему удорожанию, в итоге их стоимость почти сравняется с ценой европейских грузовиков, что на руку импортной технике.
 

Обсудить на форуме
 

Добавить комментарий

Бизнес / Криминал 11:49 Воскресенье 0 634 В Кременчуге снова активизировались «налоговые» мошенники На днях в Кременчуге зафиксированы случаи телефонных звонков от неизвестных лиц, которые требуют деньги у местных бизнесменов от имени руководителя налоговой инспекции города.