» » » Сумеет ли Константин Жеваго сохранить контроль над «АвтоКрАЗом»?
15:49 Понедельник 0 1 577
15:49, Понедельник, 4 августа 2014
Бизнес 1 577 0

Сумеет ли Константин Жеваго сохранить контроль над «АвтоКрАЗом»?

Сумеет ли Константин Жеваго сохранить контроль над «АвтоКрАЗом»?В конце июня Киевский хозяйственный суд выставил на публичные торги 23% акций ПАО «АвтоКрАЗ», находящиеся в залоге у «Ощадбанка». Вырученные средства пойдут в счёт погашения долга автопроизводителя перед этим банком, сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
Сейчас контроль над крупнейшим украинским производителем грузовых автомобилей у группы «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Ряд СМИ интерпретировали решение суда о принудительной продаже акций как корпоративный конфликт, в ходе которого Жеваго может потерять контроль на заводом, сообщают «Экономические известия».

За что спорят?

В решении суда (№ 910/20475/13 от 24 июня 2014 года) говорится, что с октября 2008 года по ноябрь 2013-го «АвтоКрАЗ» задолжал банку 774 млн грн. (500,7 млн грн. — долг по кредиту; 273,3 млн грн. — долг по просроченным процентам). Также суд по просьбе банка начислил предприятию 52,5 млн грн. пени, штраф в 57 млн грн. и 22,8 млн грн. от инфляционных потерь. В итоге набежало 906,2 млн грн.

Банк открыл «АвтоКрАЗу» кредитную линию в 2008 году, компания брала деньги под закупку комплектующих, энергоносителей, выплату заработной платы и налоги. Долг обслуживали до начала 2010 года, после чего выплаты прекратились. В ответе «АвтоКрАЗа» ЛІГАБізнесІнформ говорится, что предприятие не могло дальше обслуживать кредит из-за кризиса и падения продаж КрАЗов. Также на предприятии уверяют, что государство не возмещало задолженность по НДС.

В пресс-службе банка ЛІГАБізнесІнформ сообщили, что сотрудничают с «АвтоКрАЗом» с 2002 года. За это время было открыто три кредитные линии общим лимитом $121 млн. С 2002-го по 2009-й «АвтоКрАЗ» погасил две из них на сумму $65 млн.

«Третья кредитная линия была открыта в 2008 году для поддержания компании в период финансового кризиса. Неоднократно проводилась реструктуризация кредитной задолженности. С февраля 2010 года «АвтоКрАЗ» прекратил уплату процентов. Просроченная задолженность по основному долгу составляет 500,7 млн грн. Сумма просроченных процентов — 304,3 млн грн.», — пояснили в банке.

В пресс-службе банка добавили, что судебные решения о взыскании задолженности неоднократно обжаловались «АвтоКрАЗом», но высшими судебными инстанциями оставлены в силе. Также хозяйственными судами отказано в удовлетворении иска «АвтоКрАЗа» о признании недействительным кредитного договора.

Почём акции?

Чтобы выплатить часть долга, суд постановил продать на публичных торгах 22,96% акций ПАО «АвтоКрАЗ», находящихся в залоге по кредиту. Акции принадлежат компаниям «Нафтохимкомплекс» (5,13%), «Укртехвуглець» (9,85%), «Газотурбинные технологии» (0,9%) и «Гармоника» (7,08%).

Судебная экспертиза установила, что цена реализации одной акции не должна быть ниже 0,071 грн. А это — 8,25 млн грн. (доля «Нафтохимкомплекса»), 15,8 млн грн. («Укртехвуглець»), 1,5 млн грн. («Газотурбинные технологии») и 11,4 млн грн. («Гармоника»). Всего около 37 млн грн.

«Продавать акции будет не «АвтоКрАЗ», а банк. При сегодняшнем рынке выручить удастся не более 50 млн грн., что не покроет даже десятую часть финансовых претензий банка. Поэтому смысла в такой продаже нет», — отмечает руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.

Эксперты уверены, что Константин Жеваго не утратит контроль над предприятием, и велика вероятность, что он эти акции и выкупит.

«Потеря 23% акций не приведёт к потере контроля над компанией. К тому же акции могут купить и предприятия Жеваго», — говорит Александр Паращий.

С ним соглашается старший аналитик инвесткомпании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко: «Вероятность утраты контроля над «АвтоКрАЗом» для Жеваго равна нулю. Поставщики КрАЗа никому, кроме самого КрАЗа, не нужны. У большинства слишком специфическая продукция, да и пакеты миноритарные. Дивиденды они не получат из-за трансфертного ценообразования с КрАЗом. Что касается акций самого производителя, сейчас, учитывая новую роль украинской армии и большие госзаказы, это предприятие могло бы быть интересно стратегическому инвестору».

Сегодня у компании есть крупный госзаказ на поставку техники для нужд армии (объём заказа и его стоимость на предприятии не разглашают. По данным ЛІГАБізнесІнформ, речь идёт о сотнях грузовиков для перевозки личного состава моделей «Солдат» и «Спецназ», бронированных грузовиков, а также бронеавтомобилей).

«Учитывая, что Украина загружает предприятие заказами, не самая плохая инвестиция была бы купить этот пакет государству, а потом выжимать из Жеваго прибыльность и получать 30% дивидендов. Но я не слышал о таких случаях, чтобы сегодня государство что-то покупало, наоборот, хочет всё продать, чтобы наполнить казну», — говорит Андрейченко.

По его словам, пакет может заинтересовать инвестора с опытом корпоративных войн при наличии миноритарных пакетов.

«По большому счёту, пакет, конечно, проблемный и тут нужен специфический опытный инвестор», — пояснил аналитик.

В Ощадбанке не ответили, будут ли они участвовать в торгах за долю «АвтоКрАЗа».

Как выплатить долги?

«Очевидно, самый лучший выход из сложившейся ситуации — реструктуризация кредита, — полагает Паращий. Это банальная бизнес-ситуация, которую пытаются решить обналичиванием активов», — добавляет Андрейченко.

«Самое логичное решение — это государству договариваться с Жеваго по погашению или реструктуризации долга: у них сейчас тесное сотрудничество и взаимная выгода от непрерывной работы предприятия», — говорит аналитик.

Судя по объёму сегодняшних заказов, «АвтоКрАЗ» может погасить долг перед «Ощадбанком» в течение года.

«Учитывая ситуацию, «Ощадбанк» может пойти на уступку и переоформить кредит на два-три года, чтобы внести свою лепту, но просто прощать долг никто не станет», — отметил Андрейченко.

Но похоже, договориться сторонам полюбовно будет сложно. В банке уверяют, что понимают стратегическое значение «АвтоКрАЗа» для страны и неоднократно шли на уступки, предоставляя возможность перекредитования.

«В 2011 году между банком и «АвтоКрАЗом» было проведено несколько переговоров по реструктуризации задолженности и прекращению судебных процессов. К сожалению, никаких конкретных шагов со стороны ПАО «АвтоКрАЗ» по погашению кредитной задолженности сделано не было. Вместо того чтобы направлять средства на поддержку экономики в это нелёгкое для страны время, банк вынужден формировать резервы под проблемный кредит «АвтоКрАЗа», — отметили в «Ощадбанке».

В банке подчеркнули, что взыскание задолженности в судебном порядке — единственная возможность вернуть кредитные средства.

На «АвтоКрАЗе» уверяют, что переговоры с «Ощадбанком» о внесудебном решении финансового конфликта продолжаются, добавив, что ни одно из судебных решений о наложении взыскания на акции ПАО «АвтоКрАЗ», переданные в залог, на сегодняшний день не вступило в законную силу.

Справка

В 2013 году КрАЗ выпустил 930 автомобилей, выручка компании — около 90 млн грн. В июне Кременчугский автозавод произвёл 102 автомобиля (на 7,4% больше, чем в мае). Из общего количества изготовленных автомобилей для Украины произведено 10,8%, дальнего зарубежья — 68,6%, РФ — 20,6%. В целом за первое полугодие КрАЗ выпустил 479 автомобилей (+50% к первому полугодию прошлого года).

Это не первое судебное разбирательство «Ощадбанка» с «АвтоКрАЗом». В феврале этого года в счет долга хозсуд Киева постановил продать на торгах акции ряда поставщиков комплектующих для «АвтоКрАЗа». Кроме того, в апреле суд постановил продать 32,7% акций «АвтоКрАЗа», которыми владеют компании «Новые промышленные технологии», «Феррэкспо», «Проминек», «Перт» и «Газотурбинные технологии», но приоритетное обременение на эти акции принадлежит банку «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Эти судебные решения обжалованы в суде апелляционной инстанции.

Денис Кацило
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив