» » » Заточенные под Россию: украинская промышленность лишается рынков сбыта
21:30 Четверг 7 2 455
21:30, Четверг, 15 мая 2014
Бизнес 2 455 7

Заточенные под Россию: украинская промышленность лишается рынков сбыта

Фото: forbes.uaФото: forbes.uaИспорченные отношения Киева и Москвы ударили по основным экспортным отраслям украинской экономики – машиностроению, металлургии, химической промышленности. Но пострадает от конфликта не только Украина, но и её российские партнёры.
Где украинский бизнес теряет больше всего?

Наиболее уязвимой сферой промышленных отношений с Россией является машиностроение. Ещё в годы СССР эта отрасль была неразрывно связана с энергетическим и оборонным комплексом России, и, по сути, за истёкшие 23 года независимости Украины мало что изменилось, сообщает Forbes.

РФ всё так же зависит от авиационных двигателей запорожской «Мотор Сичи». Ей так же необходимы силовые установки для кораблей, производимые на николаевском ГП «Заря-Машпроект», и турбины на атомные электростанции харьковского «Турбоатома».

Кооперация, развиваемая годами, устраивала и Украину, и Россию. Поэтому отечественные производители особо не стремились найти альтернативные рынки сбыта, а российские покупатели – других поставщиков или развить собственное производство. Кроме того, украинским производителям, чтобы попасть на другие рынки, пришлось бы менять технологии и стандарты производства, а это требует больших инвестиций.

«Для внедрения экологических стандартов (на предприятии) нам необходимо 40 млн евро. А если закупать оборудование, внедрять новую технику и технологии, создавать новые образцы, то это ещё более 100 млн евро», – рассказывает глава наблюдательного совета Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько.

Апатию с украинской стороны к поиску рынков сбыта, альтернативных российскому, красноречиво доказывает статистика по экспорту. Так, общая доля России в экспорте машиностроительного оборудования Украины в 2013 году составила 52%. По подсчётам инвестиционной компании «Арт Капитал», в абсолютных величинах это $5,35 млрд.

За январь-февраль 2014 года (на данное время Госстат предоставил статистику только за эти месяцы. – Forbes) экспорт машин и оборудования снизился почти на 10% – до $922 млн в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Куда существеннее оказался провал в транспортном машиностроении. Например, экспорт железнодорожных локомотивов за этот период просел почти на 65% – до $173 млн.

У самых крупных предприятий машиностроения зависимость от российского рынка, как правило, выше, уверяет старший аналитик компании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. Например, «Запорожтрансформатор», контролируемый российским бизнесменом Константином Григоришиным, отправил в прошлом году в РФ 47% всей своей продукции. Его же Сумское НПО им. Фрунзе (производит газоперекачивающее оборудование) поставило туда же более 50% произведённой продукции, а «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева – около 70%.

Вагоны – уязвимое место

Фото: forbes.uaФото: forbes.uaСамая большая зависимость от РФ – у украинского вагоностроения. Например, «Лугансктепловоз», принадлежащий российскому «Трансмашхолдингу», поставляет в страну-владельца 99% своей продукции.

Традиционно предприятия отрасли продают в Россию 80-90% продукции. Однако из-за запрета на импорт отечественных грузовых вагонов, введённого РФ в 2013 году, доля продукции этих предприятий упала до 60%. По сути, российский рынок остаётся критическим для нормальной работы отечественных Крюковского, Стахановского вагонзаводов, «Азовмаша» и «Днепровагонмаша».

Проблемы со сбытом в РФ для этих предприятий обернулись в 2014 году низкой загрузкой или остановкой, и как следствие – сокращением штата сотрудников и зарплат.

И только «Лугансктепловоз» продолжает поставлять в Россию почти всю свою продукцию. Изменить эту ситуацию для других предприятий может разве что государственный заказ или поиск новых рынков сбыта. Например, на Крюковском вагонзаводе надеются в первом полугодии 2014-го наладить сбыт своей продукции в Китай. Активная фаза переговоров пришлась на декабрь прошлого года – согласно достигнутым договорённостям, КНР должна была закупить 2000 вагонов-зерновозов украинского производства. Однако дальнейшего развития эта сделка пока не получила.

Устойчивая взаимозависимость

Почему машиностроители не ищут других покупателей, а российские компании – других поставщиков, можно понять, если учесть, что машиностроение – высокотехнологичная отрасль, требующая не только инвестиций, но и особенных специалистов, научно-производственной базы.

Поэтому разговоры о разрыве наработанных десятилетиями украинско-российских отношений в последние годы носили скорее спекулятивный и политический характер, нежели практический. И настоящего мотива разрывать отношения у обеих сторон нет.

Это подтверждают и высказывания, звучащие с российской стороны. Например, 28 апреля на заседании Совета законодателей в Петрозаводске президент РФ Владимир Путин заявил о намерении и возможностях отказаться от импорта украинской продукции, необходимой для российского оборонно-промышленного комплекса.

Мол, средств из госбюджета понадобится не так много, да и времени потребуется максимум 2,5 года, чтобы данную зависимость побороть.

«Россия и её ОПК в состоянии и по финансовым соображениям, и по технологическому уровню осуществить так называемое „импортозамещение“ украинских товаров в области машиностроения», – сказал Путин, но тут же выразил надежду, что «до разрыва кооперационных связей с Украиной дело не дойдёт».

Ведь российский ОПК не сможет два с половиной года ждать технологического чуда – перехода на собственное производство силовых установок, деталей летательных аппаратов, проектирование самолётов, а также налаживания производства некоторых видов турбин. Да и зачем, если с этим прекрасно справляются украинские машиностроители?

Российские декларации

Первым предприятием, которое попало под удар в связи с ухудшением украинско-российских отношений в этом году, стала запорожская «Мотор Сич»: компания минимизировала поставки своей продукции в Россию.

Украинские власти официально не объявляли о своём требовании к отечественному производителю прекратить снабжать Российскую Федерацию авиадвигателями для военных вертолётов и самолётов, ссылаясь на государственную тайну. Но то, что такая политика ведётся, подтвердил премьер-министр Арсений Яценюк.

Россия ответила на такие шаги намерением наладить у себя выпуск двигателей, поставляемых запорожским предприятием. В результате на двигателестроительном предприятии «Климов» в Петербурге начали организовывать масштабное производство для замещения продукции «Мотор Сичи». Но выход на полную мощность – порядка 600 двигателей в год – ожидается не ранее 2016 года.

«На данный момент большую часть из 300 производимых ежегодно двигателей „Климов“ всё ещё производит в кооперации с украинской „Мотор Сич“. Полностью из российских деталей производится лишь около 50 двигателей в год, в том числе для военных вертолётов», – подчёркивает Алексей Андрейченко.

Он считает, что полное импортозамещение в этом важном для России сегменте займёт минимум три года. Но к тому моменту потребности российского авиапрома могут превысить возможности нового завода «Климова», а сами производимые сегодня двигатели уже будут значительно уступать новым разработкам «Мотор Сичи». Поэтому зависимость может сохраниться и спустя три года.

Другой пример – государственная «Заря-Машпроект», которая поставляет силовые установки для российских военных кораблей. Это, пожалуй, самое больное место России, так как заменить эту продукцию ей просто нечем. Тем не менее, в РФ уже задумываются, где организовать производство таких силовых установок, если Украина прекратит их поставки. Процесс создания альтернативных двигателей тоже может растянуться на годы.

По другим секторам, где российские компании привыкли полагаться на украинских партнёров, например, в области производства трансформаторов и газоперекачивающих агрегатов, россияне смогут значительно снизить долю украинской продукции.

Однако на загрузку собственных предприятий уйдёт время и дополнительный рабочий капитал, соответственно, может вырасти себестоимость продукции. Ведь до сих пор украинские производители выигрывали тендеры за счёт оптимального соотношения цены и качества.

Выходит, что импортозамещение чревато проблемами для России. Не верят в скорую независимость Российской Федерации от украинских двигателей и на самой «Мотор Сичи». Как сказали Forbes на предприятии, «это дело нескольких лет, авось политический конфликт к этому моменту рассосётся», надеются на заводе.

Металлургический обвал

Металлурги стали мишенью экономической войны со стороны России ещё в 2013 году. По итогам прошлого года сталевары продали в Россию 3,23 млн тонн металлопродукции на сумму $1,996 млрд. По данным «Укрпромвнешэкспертизы», в натуральном выражении это 14% в общей структуре экспорта, в денежном – 16%. В августе 2013 года российская таможня увеличила сроки досмотра украинских товаров, а по сути – заморозила их до декабря 2013-го.

«В итоге во втором полугодии вместо привычных 300 тыс. тонн металлопроката в месяц российский рынок принимал лишь 236 тыс. тонн украинского продукта, а в 2014 году эти объёмы ещё снизились», – пояснил руководитель аналитического департамента «Укрпромвнешэкспертизы» Павел Перконос.

Его коллега из «Держзовнишинформа» Александр Шейко сообщил, что по итогам января-марта 2014 года экспорт метпродукции в Россию упал на 31,1%.

Это является, по сути, тревожным сигналом для наших сталеваров. Очевидно, в ближайшей перспективе они рискуют вообще потерять российский рынок.
В отличие от машиностроения, где Россия еще не везде готова переходить на собственный выпуск продукции, российская металлургия уже несколько лет готовится полностью отказаться от украинского металлопроката.

«Как только меткомбинат «НЛМК-Калуга» и «Северсталь-Балаково» выйдут на запланированные мощности по выпуску продукции, а это в сумме 2,5 млн тонн стали в год, украинские производители арматуры не смогут поставлять свою продукцию в Россию, а по сути – потеряют этот рынок», – прогнозирует Перконос.

По словам эксперта, пока ещё России необходима наша арматура, толстый лист, швеллера, уголки, но «избавление от этой зависимости – вопрос ближайшей перспективы, и этот процесс уже не остановить».

Такая односторонняя зависимость украинских металлургов от российского рынка сбыта сильнее всего ударит по «АрселорМиттал Кривой Рог», принадлежащей Лакшми Митталу. Доля российского экспорта в его продукции составила 15,7% в общей структуре поставок по итогам 2013-го. По информации объединения «Металлургпром», в начале этого года предприятие уже было вынуждено остановить одну из домн на комплексный ремонт, хотя на предприятии сообщили, что вскоре она продолжила свою работу. А спад в эти месяцы носил лишь традиционный сезонный характер.

Искать замену российским рынкам сбыта и сокращать производство продукции придётся и заводам холдинга «Метинвест» Рината Ахметова: «Азовсталь», Енакиевский МЗ, «Запорожсталь» и ММК им Ильича. В прошлом году их общие поставки в Россию составили 1,47 млн тонн проката.

В лучшем положении находятся Алчевский меткомбинат корпорации ИСД и Меткомбинат им. Петровского, подконтрольный российскому «Евразу» Романа Абрамовича и Александра Абрамова.

«Эти предприятия имеют дополнительную страховку со стороны российских акционеров, которые, очевидно, помогут наладить реализацию продукции этих заводов в РФ», – считает Павел Перконос.

Сырьевые взаимосвязи

Фото: forbes.uaФото: forbes.uaРоссийским промышленникам, в свою очередь, не обойтись без украинских запасов ильменитовых руд, которые необходимы им, чтобы поддерживать партнёрство с ведущими авиакорпорациями мира - Boeing и Airbus. В частности, российское государственное объединение «ВСМПО-Ависма» – один из лидеров на мировом рынке титановой губки и проката.

Но у него серьёзная сырьевая проблема – зависимость от ильменитов, запасами которого Россия практически не обладает. Поэтому «Ависма» хочет развивать в Украине Волчанское месторождение, а также вынуждена закупать ильменитовый концентрат у Вольногорского ГМК, который находится в аренде у бизнесмена Дмитрия Фирташа, а де-юре находится в госсобственности. Компания уже заявила о готовности сотрудничать с нынешним губернатором Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским, чтобы продлить договор по использованию земель под Волчанским месторождением.

Не менее озабочены россияне и перспективами остановки «Крымского Титана» Дмитрия Фирташа, который снабжает РФ другим титановым продуктом – двуокисью титана (отбеливающий пигмент для пластиков, красок, бумаги и таблеток и пр.). Приобретать европейские аналоги – дорого, а значит, чревато подорожанием конечных продуктов, что нежелательно для российской промышленности.

В то же время Украина остро нуждается в российском полимерном сырье – пропилене, полиэтилене, поливинилхлориде, используемых при производстве пластиков и стройматериалов. Отечественным предприятиям невыгодно производить эти продукты, поскольку в Украине отсутствует необходимое сырьё (продукты нефтеперегонки). Ранее они поставлялись в основном из России.

Производством первичных полимеров прежде занимались Лисичанский НПЗ (контролируется «Роснефтью») и калушский «Карпатнафтохим» (владеет российский «Лукойл»). Теперь эти предприятия простаивают – российские собственники оставили их без сырья, ссылаясь на нерентабельность бизнеса.

Не может обеспечить себя Украина в полном объёме и сложными удобрениями, которые необходимы сельскому хозяйству. Хотя имеет собственного производителя этих продуктов – государственное предприятие «Сумыхимпром». Завод почти полностью зависит от дорогостоящего импортного сырья из Африки и Беларуси. Поэтому его продукция не выдерживает конкуренции по цене.

«Из-за этого импортные поставки сложных удобрений в Украину составляют 80% и более от потребности, в том числе из России», – объяснил Forbes руководитель информационной компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.

Азотные удобрения украинские заводы пока ещё производят самостоятельно. По ним зависимость от импорта из России минимальна – на уровне 15%. Но газ, как исходное сырьё для этого вида удобрений, наши химики берут у России, чем последняя активно пользуется для шантажа украинских потребителей, постоянно устанавливая стоимость топлива на уровне выше рыночного. Впрочем, если бы украинские производители удобрений получили достаточную государственную поддержку – доступ к украинскому газу, проблема зависимости отрасли от дорогостоящего голубого топлива была бы успешно решена.

Елена Воскресенская
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
7 комментариев
  1. Кошар
    Добавил Кошар
    15 мая 2014 21:33
    0
    Пора начинать пилить предприятия на металлолом, пока он еще в цене. Придет европа и цена на металл резко упадет.
  2. kztu
    Добавил kztu
    15 мая 2014 22:45
    0
    кто виноват , что хозяева этих предприятий москали, продали януковощи все с потрохами давно, конечно..
    не стремились найти альтернативные рынки сбыта
  3. Iva
    Добавил Iva
    16 мая 2014 09:34
    0
    Цитата: kztu
    не стремились найти альтернативные рынки сбыта

    За эти рынки идёт война в полном смысле этого слова!
    Банановая республика в таких вопросах не при делах!
    Её удел грязные производства и свалка отходов. К тому и идём.
  4. kztu
    Добавил kztu
    16 мая 2014 21:09
    0
    А производство отсталых говновагонов, которые уже почти отказались и тогда покупать, это супер удел супергосударства, железно...
  5. fordmax
    Добавил fordmax
    17 мая 2014 09:09
    0
    Цитата: Iva
    Банановая республика в таких вопросах не при делах!

    отличное отношение к собственной стране ... потом удивляемся почему так живем ...
  6. Старший сержант запаса
    Добавил Старший сержант запаса
    17 мая 2014 15:01
    0
    Ничего, прорвемся: мытье жоп и вынос уток европейским пенсионерам и проституцию, в конце концов, никто не запрещал.
  7. ras
    Добавил ras
    19 мая 2014 19:08
    0
    Цитата: Старший сержант запаса
    Ничего, прорвемся: мытье жоп и вынос уток европейским пенсионерам и проституцию, в конце концов, никто не запрещал

    Когда начнёте? Не пишите за всех.
Бизнес / Фото 13:09 Пятница 0 1 089 «КрАЗ» представил новый вездеход — КрАЗ-5401НЕ «АвтоКрАЗ» разработал и изготовил новое шасси повышенной проходимости КрАЗ-5401НЕ (4×4) грузоподъёмностью 9 тонн. Шасси предназначено для монтажа различных спецнадстроек, в данном случае — под установку оборудования для тушения пожаров.