» » » Кто ещё станет жертвой энергонезависимости?
08:57 Понедельник 2 1 491
08:57, Понедельник, 17 декабря 2012
Бизнес 1 491 2

Кто ещё станет жертвой энергонезависимости?

Фото: rompetrol.comФото: rompetrol.comCоздание нефтяного СП «Нафтогаз Ромпетрол» грозит столкнуть интересы Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского — если игра пойдёт по-крупному, кому-то из двоих придётся уйти с нефтяного рынка. 11 декабря украинское представительство Rompetrol выступило с официальным заявлением о возможном сворачивании всех украинских проектов.
«Гостаможслужба игнорирует все наши попытки растаможить грузы, сложная ситуация заставляет задуматься о дальнейшем развитии всех планов сбыта нефтепродуктов в Украине. Учитывая планы заключения договора о СП с „Нафтогазом Украины“, мы рассчитывали на некие преимущества, а не на наличие теневых схем растаможки», — заявил прессе глава представительства Кирилл Заховавко.

И добавил, что планируемые компанией инвестиции в размере $1 млрд. вместо Украины пойдут на рынки Турции и Грузии. Эти заявления можно связать с тем фактом, что накануне активизации проекта создания совместного предприятия «Нафтогаз Ромпетрол» успел кардинально поменять конфигурацию. В отличие от первоначального плана организации работы СП новая модель может задеть интересы группы «Приват» во главе с Игорем Коломойским.

Бесконфликтная модель разворачивания «Нафтогаз Ромпетрол» предполагала, что параллельно с созданием СП и формированием в его рамках новой очень крупной сети АЗС в Украине произойдёт смена собственника крупнейшего Лисичанского НПЗ, который в таком случае начнёт снабжать новую сеть заправок нефтепродуктами за счёт казахских и российских ресурсов компании «КазМунайГаз». Главным претендентом на покупку указанного НПЗ считался глава холдинга GDF Дмитрий Фирташ, который на протяжении года несколько раз заявлял о намерении укрупнить входящую в холдинг химическую компанию Ostchem за счёт приобретения крупных активов в украинской нефтепереработке и нефтехимии.

Гарантия бесконфликтности такой модели развития СП заключалась в том, что результатами проекта должны были остаться довольны все ведущие игроки украинского рынка. Так, группа «Приват» и принадлежащие ей Кременчугский НПЗ и Одесская нефтегавань получили бы возможность претендовать на переработку и перевалку части казахстанской нефти. А управляемая лояльными к группе менеджерами госкомпания «Укртранснафта» автоматически получила бы крупные подряды на реверс и модернизацию нефтепровода Лисичанск — Кременчуг и российско-украинского нефтепровода Лисичанск — Кропоткин, соединённого с системой экспорта нефти Казахстана. Очевидный интерес менеджмента «Нафтогаза» — получить гарантированную долю сбыта продукции Лисичанского НПЗ через СП «Нафтогаз Ромпетрол» и СП «Нафтогаз Азовская нефтяная компания», которое загодя было создано в 2011 году в Донецкой области, главном ареале сбыта завода. И возможность говорить о том, как власть печётся о нефтяной независимости от РФ.

Интерес же самого Казахстана и его госкомпании «КазМунайГаза» был самым масштабным — возможность расширить за счёт нефтяных терминалов Украины пока очень узкий маршрут экспорта нефти из Казахстана в Румынию на завод The Rompetrol Group. Ныне существующий единственный маршрут снабжения этого завода считается не слишком надёжным. Он пролегает через независимый от «КазМунайГаза» азербайджанский нефтяной терминал под Баку, а также через принадлежащий ей терминал Батуми, расположенный в не очень стабильной Грузии. В рамках же СП с «Нафтогазом» казахская компания получила бы контроль над последним из больших государственных нефтяных терминалов Украины — Феодосийской нефтебазой и перевалочным комплексом. Снабжение завода Rompetrol через Украину намного более выгодно, потому что на маршруте Атырау — Баку — Батуми — Констанца нефть надо переваливать в портах четыре раза, в то время как на маршрутах Одесса — Констанца или Феодосия — Констанца всего два раза.

Эти интересы, в случае безукоризненной реализации планов, обещали всей тройке уже в 2013–2014 годах настоящую нефтяную идиллию. Однако в ходе смены собственников ТНК-ВР с продажей Лисичанского НПЗ что-то пошло не так. И в начале декабря Антимонопольный комитет Украины заявил, что решил не давать санкцию на покупку Лисичанского НПЗ, деликатно не назвав при этом имени бывшего вероятного покупателя. В такой ситуации дальнейшее создание СП «Нафтогаз Ромпетрол», которое предполагает разворачивание весьма крупной по украинским меркам сети АЗС, может оказаться не столь перспективным для всех заинтересованных сторон.

Так, Дмитрию Фирташу придётся вернуться к идее покупки Херсонского НПЗ, который требует коренной реконструкции. Заработать в полную силу он сможет не ранее чем через полтора года. А вероятнее всего — года через два-три, то есть буквально перед грядущими президентскими выборами. Ощутить полезный результат от проекта «Нафтогаз Ромпетрол» в таком случае у страны не будет времени. И главное — покупка Херсонского НПЗ в отличие от Лисичанского не предполагает эффективной логистики трубопроводной нефти из Казахстана, из-за чего, собственно, в своё время и ушли казахские владельцы с херсонского завода. В таком случае СП «Нафтогаз Ромпетрол» придётся либо умерить масштабы экспансии, либо превратиться в сугубо импортную компанию. Желательно, с таможенными преференциями для «специмпортёра» (о чём непрозрачно намекнул глава украинского представительства Rompetrol).

Второй вариант — уговорить принадлежащую группе «Приват» нефтедобывающую компанию «Укрнафта» с определённого времени отдавать всю нефть отечественной добычи на Херсонский НПЗ Дмитрия Фирташа с целью начала украинско-казахстано-румынской нефтяной кооперации. Однако лишить «Приват» многолетней привилегии на право выкупа почти всей нефти украинской добычи и прав управления главной украинской добывающей компанией «Укрнафта» — задача вряд ли выполнимая, тем более в сжатые сроки. Да и желаемого результата — снижения зависимости от поставок нефти из РФ — этим можно добиться только на короткое время. До момента, когда группа «Приват» будет вынуждена распродать свои обширные нефтяные активы в Украине тем же российским газовым или нефтяным компаниям.

Андрей Старостин, «Комментарии»
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
2 комментария
  1. ras
    Добавил ras
    17 декабря 2012 10:09
    0
    > если игра пойдёт по-крупному, кому-то из двоих придётся уйти с нефтяного рынка

    nobody cares
  2. Lord68
    Добавил Lord68
    17 декабря 2012 10:13
    0
    Скоро все заграничные бизнесмены будут своих детей Украиной пугать. fellow
Бизнес / Фото 13:09 Пятница 0 1 079 «КрАЗ» представил новый вездеход — КрАЗ-5401НЕ «АвтоКрАЗ» разработал и изготовил новое шасси повышенной проходимости КрАЗ-5401НЕ (4×4) грузоподъёмностью 9 тонн. Шасси предназначено для монтажа различных спецнадстроек, в данном случае — под установку оборудования для тушения пожаров.