Как можно по-христиански любить человека, если...

2009-08-04T20:45:42+03:00 2009-09-09T18:09:53+03:00
0
Горожане
Местный
Как можно по-христиански любить человека, если при каждом возможном случае он злословит и бесчестит мое имя?

Известный московский проповедник, настоятель храма Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на некоторые вопросы.

Текстовая версия Радио “Радонеж”

[09.07.2009]

- Как можно по-христиански любить человека, если при каждом возможном случае он злословит и бесчестит мое имя? ( Отвечает прот. Дмитрий Смирнов)


- Как можно по-христиански любить человека, если при каждом возможном случае он показывает свою неприязнь, старается унизить, оскорбить, злословит и бесчестит мое имя? Стараюсь работать без нареканий, в меру сил и возможностей. Но неприятности меня преследуют каждый день. Мне трудно удержать в своем сердце мир. Боюсь, что скоро не смогу справиться с раздражением. Посоветуйте, как можно пережить эту ситуацию.

- К сожалению, все наши проблемы, повторю в 1502-й раз, оттого, что читаем Священное Писание и не разумеем. Есть источник неприятностей. И человек думает, сейчас я его устраню. Понятное дело, что надо этого человека убить и ждать, пока появится следующий источник раздражения, потом его убить. И так постепенно убивать, пока в тюрьму не попадешь. Или есть второй способ. Изменить реакцию свою собственную на это. Господь наш Иисус Христос предлагает, если мы читали Евангелие, второй способ, говоря, что если ударят в правую щеку - надо подставить другую. Вот конкретный алгоритм. Другого пути нет. Иначе придется убивать без конца. Конец - тюрьма. Но в тюрьме еще больше будет всяких раздражителей. И поэтому вся жизнь превратится в ад.

- Но она и в этой ситуации близка к аду.

- Да. Потому что причина обиды, раздражения внутри человека. Надо принять как данность, что люди несовершенны. Они завистливы, обидчивы, жадны, глупы, исполнены всяких страстей. И, естественно, кому-то не нравимся. Самая обычная история. И это все испытал на себе Господь наш Иисус Христос. Он очень многим не нравился. гораздо большему количеству людей, чем те, которые находили его как раз источником блага. Наоборот, некоторые так ненавидели, что даже убить хотели. В Евангелии мы читали, что Он исцелил расслабленного. Какая реакция общества? Хотели Его за это убить, потому что нарушает закон. Им невдомек, что Сам Законодатель нарушает закон, потому что Он понимает смысл закона. А люди часто видят только формальную сторону. Поэтому, что значит быть христианином? Это значит - во что бы то ни стало терпеть и копить раздражение. Нужно в сердце источник раздражения, гневливость, вообще истребить, чтобы она исчезла. Человек спрашивает, как любить. Потому что не понимает, что такое любовь. Любовь это не какие-то такие чувства, которые мы испытываем к какому-то человеку. Говоря нам, чтобы мы любили врагов, Господь вовсе не хочет такого извращения, чтобы мы как мазохисты испытывали пламенные чувства к человеку, который делает нам гадости. Но нужно относиться к этому человеку с любовью. У нас тоже бывает, что некий человек вызывает в нас неприятные чувства. И, тем, не менее, если мы христиане, мы должны эти дурные свои проявления сдерживать. Христианин - то тот человек, которого Господь послал как агнца посреди волков, а не как тигра, который рвет на части этих волков. И этому пример всех наших угодников Божьих. Один из самых ярких - преподобный Серафим, который претерпел нападение разбойников. Понятно, что это высшее проявление любви. И дальше, как он защищал этих разбойников от правосудия, и прочее.

Святые отцы нам указывают на этот путь. Нужно отделять человека от его греха, как врач отделяет человека от его заболевания. Все человечество и тот человек, который обижает, больны грехом. Мы все одна семья, мы все страдаем друг от друга, мы все друг друга мучаем. Он такой же больной. Тот человек, который все время цепляется, оскорбляет, ему все неймется, ко всем пристает, он же несчастнейший из людей. Все хочет всех построить, что-то заставить. Ему одиноко и скучно. И он страдает ничуть не меньше. Поэтому есть вещи неизбежные. Например, пожары или наводнения, или землетрясения, или перемена погоды. Ну, можно ругаться, что погода плохая, но с этим ничего не сделаешь. Ни один человек не может исправить другого человека. Это невозможно. Можно изменить только отношение свое к данной ситуации. А именно смириться. Другого пути, как смириться с этой ситуацией. То есть наше мирное устроение духа не должно меняться от таких проявлений со стороны других людей.


- Батюшка, а если начать уклоняться от встречи с таким человеком, не будет ли это малодушием?

- Нет, это будет разумно, это будет соответствовать Евангелию. В Евангелии есть такие рекомендации: буде тебе, яко язычник и мытарь. Нам это непонятно, но для человека иудейской традиции это понятно. Язычник и мытарь - это такие люди, которых нужно обходить за три версты. Это очень разумно. Но иногда это невозможно. Иногда этот человек, которого нужно обходить за три весты, это твоя родная бабушка, которая с тобой на одной жилплощади. И ничего тут не сделаешь. Или начальник по работе. Если менять работу из-за начальника, то следующий начальник может быть хуже. А бывает такая ситуация - ты пришел на новую работу, а там кто-то рассчитывал на это место. И вдруг человек начинает тебя ненавидеть, а ты не знаешь за что. А он, так сказать, недоволен, что ты есть на свете, потому что занял то место, на которое он рассчитывал.

От скорбей не убежишь. Это бесполезно. Нужно уметь с этим жить. Мы живем в таком городе, в котором сорочка уже после обеда грязная. Надо менять, а как? Вот, пробки на дорогах. Мы ничего с ними не сделаем. Мы же не переломим алчность людей, занимающихся строительным бизнесом. Это непобедимая сила. В этом задействованы сотни тысяч людей. Поэтому они каждый квадратный метр застроят, а мы будем стоять в пробках. Есть такие вещи неизбежные, как война. Сидят умные люди где-то, никто даже не знает, где они сидят, и решают, кому с кем, когда воевать и что почем. И начинается война. У них все в порядке и с ними, с их детьми, а страдают люди абсолютно к этому непричастные. А что с этим сделаешь? Существует закон, существует мобилизация. Существует любовь к родине. Все это нещадно эксплуатируется.


- Батюшка, если видишь, что вокруг тебя люди корысти ради обманывают и воруют, то как быть в этой ситуации? Обличать их, стараться остановить или же просто терпеливо все сносить?

- Обличать можно мальчика 11 лет. В 12 он тебя уже пошлет подальше. Ты никакими обличениями ничего не достигнешь. И обличать нужно, как апостол Павел нам велит, в духе кротости. Только тогда можно каким-то образом воздействовать на совесть. Чтобы прекратить в человеке действия, которые нам не угодны, есть только три составляющие главных - это любовь, корысть и страх. Человек ради любви к чему-то, ну, например, любит свою семью. И он согласен ехать за триста-четыреста тысяч верст, чтобы только семье доставить пропитание. Если человек просто любит деньги, он будет заниматься чем угодно, лишь бы эта работа приносила деньги. И совершает любые преступления ради денег. И есть страх, который может заставить человека даже в атаку идти, не хуже, чем любовь к Родине. Побегу вперед, может быть, останусь жив. Побегу назад - убьют точно. Вполне разумный выбор - бежать вперед. Но самая главная и самая мощная сила - это любовь к Богу. Она дает возможность человеку преодолеть даже страх смерти. Вот, собственно, и все.

- Сейчас ситуация такая, что все зарабатывают деньги. Причем любыми способами, чаще нечестными. Как быть, если христианин попал в такую обстановку? Душа не терпит, а бежать некуда.

- Прямо «некуда»? Была недавно, я помню еще, советская власть. И очень многие люди шли трудиться истопниками, сторожами. Вот, допустим, человек работает сторожем и не ворует, охраняет склад и не ворует. Открыл дверь, закрыл дверь. Получил свою зарплату. Бедненько будешь жить. Ну, можно еще на дачке огородик развести, но совесть совершенно чиста. Или, допустим, поступил на работу куда-нибудь, да хоть в милицию, участковым. И все. И получаешь свои 15 тысяч. И больше ничего и ни с кого не собираешь. А действовал по закону и честно. На любом месте можно, в любой конторе. Недавно обратился ко мне молодой человек и говорит: я, поступил на работу. А там такая глубоко эшелонированная коррупция! И причем, государственная должность. А я говорю: ты просто скажи начальнику, что, мол, я могу работать только честно. Если нужно кому-то что-то носить, заносить, переносить - пожалуйста. Если вам такой нужен, то я остаюсь, а если нет - пойду искать другое место. Он по образованию юрист. Пока его не уволили. Я не знаю, какой был результат. Но на самом деле, всегда можно честно до определенного момента. Есть, конечно, такие ситуации, такого человека выталкивают или подставляют. Ах, ты не хочешь с нами, значит, ты в этом смысле ненадежен. Тогда могут тебя обвинить. В этом есть опасность, даже можно невинным загреметь в места не столько отдаленные. Нужна известная разумность.

- Батюшка, ведь давать взятку грех? А сейчас, порой, никуда не сунешься без того, чтобы что-то не дать, не принести….

-Нигде не написано, что давать взятку грех. Брать - это да. В Писании сказать, что, обращаясь к воинам, Иоанн Предтеча говорил: довольствуйтесь вашим жалованьем. Тот, кто на жалованье, должен им довольствоваться. А что сверх того, то грех. Но вот, представьте, попал в ситуацию, которая никак не разрешается. То - есть сплошные кордоны. Тебя будут гонять по кругу. Любой чиновник с каждым твоим новым приходом, он будет требовать новую справку, вместо того, чтобы дать весь список сразу. Ты, проходя месяц, два, уже замучаешься, устанешь. Бывают такие чиновники, которые вместо того, чтобы помогать людям, занимаются вымогательством.

- Но, давая им, как бы подыгрываешь им в этой нечестности.

- Разумеется, но такие правила игры. Ты ничего не сделаешь. Представь себе, тебя берут в милицейский участок, делают обыск и находят наркотики. Ты не наркоман, никогда им не был. Не знаешь, где торгуют, но они оказываются тебя в кармане. Какой-то «доброжелатель» тебе подложил. Единственный у тебя выход - заплатить, сколько они хотят, либо сесть в тюрьму. Ты будешь до конца честный, принципиальный? Ты тогда болван. Кто тогда будет кормить твоих семерых детей? Тогда Вы им говорите: все, ребята, извините, я вас понял, сколько? Сейчас у меня нет, половина. Остальное отдам в течение трех месяцев. Если я вас обману, вы мне опять такую устроите штуку.

- Получается, что человек полностью не защищен ни от чего...

- А где, когда и в какие времена человек был защищен? Я эти сказочки про всякие там демократии читал много. И видел, и знаю всякие проявления. Когда 147 человек убивают просто не за понюх табаку! Недавно был в Афгане. Это были просто люди, женщины, старики, дети. И убили-то их во имя торжества демократии. Кто, где защищен? Американский президент, что ли защищен? Что-то не очень, раз убили. В Америке, где люди живут без паспортов, каждый человек для специальных служб совершенно прозрачен. Как в аэропорту тебя просвечивают, ты весь голенький. И что, не нашли, кто виноват, кто за кем стоял? Если президент не защищен, то кто тогда защищен? Это все одна иллюзия смешная.

Кто защищен? Никто не защищен. Даже, если человек рассчитывает на каких-то покровителей, какая-то у него, как это модно сейчас говорить, крыша есть. Это же все до поры до времени. Раз - и твою крышу и убрали. Вот ты опять голенький. Про этого милиционера, который народ пострелял, сказано, что у него тоже были какие-то покровители. Вдруг в один день они исчезли. Потому что их с работы сняли.


- И как с этим страхом бороться?

- А зачем со страхом бороться. Не боится ничего только сумасшедший. Храбрый человек боится, но он страх преодолевает, принимает разумные меры. А мы все хотим создать такую схему, действуя по которой мы будем в безопасности. Нет, извините, так не получится. И пример тому опять же Господь наш Иисус Христос. Пришел на Землю совершенный Бог и совершенный человек. Не как мы грешные люди, а человек абсолютно безукоризненный с точки зрения нравственности, закона, поведения, слов. У него вообще не было страстей. Он никогда не погорячился, никогда никого не обидел. Льна горящего не угасил. И чем закончилось? Самой чудовищной казнью. Сам Господь Бог оказался на Земле незащищенным! А что, с тем пор ситуация как-то изменилась? Люди уже не хотят власти, не хотят денег? Не хотят удовольствий, не хотят мести? Все то же самое. Только масштабны изменились. Там в Иерусалиме на сотни, в Римской империи на десятки тысяч шло, а сейчас на миллионы.

- Для чего Бог это все попускает? Многие просто не выдерживают, с ума сходят от искушения и трудностей.

- Почитай «Жизнь 12 Цезарей», древний памятник литературы. И увидишь, что ничего не изменилось с тех пор. И нужно к этому людей готовить. Жизнь - это не одни парады. Жизнь - это еще и война. Мы живем в таких условиях. Мы же детей учим, что переходишь улицу, посмотри сначала налево, пройдешь до середины - посмотри направо. Нужно учить всему. И что такое чиновничество. И как вообще с этим быть. И какие существуют механизмы. И чего нужно бояться. И с чем нужно связываться, а с чем не связываться. Это гораздо важнее, чем ботаника!

- Батюшка, если вернуться к началу, как все-таки вернуть или сохранить мирность духа во всем этом окружении?

- Не забывать о Боге, не забывать о том, что все мы смертны. И заниматься спасением своей души. А если есть возможность улучшить как-то внешнюю ситуацию - пожалуйста, если есть к тому возможность. Вдруг Вас, человека, который вопрошает, сделают, допустим, начальником милиции какого-то города? Вы же в рамках своей должности сможете что-то сделать? Сделаете, конечно.

- Говорят, болезни и страдания очищают душу человека.

- Потому что смиряют. Не сама болезнь очищает. Очищает только благодать Божия. В результате болезни человек достигает смирения. Сегодняшний наш расслабленный, который 38 лет лежал у Силоамской купели. Его не болезнь очистила, а очистил Христос. Но очистил за его смирение. Тот диалог, который он вел со Спасителем, говорит о его величайшем смирении. Ведь он даже не попросил у него, чтобы тот его в купель бросил.

« Человека не имею» - так сказать, очень деликатно намекнул. Какое смирение! Господь тут же наградил. Очищает даже не смирение, очищает благодать, которая привлекается смирением. Поэтому, болезни, всякие испытания людям даны во смирение.


- Батюшка, сын погибает - игромания. Как ему помочь?

- Если он захочет это преодолеть, то надо обратиться к психиатру. Это серьезное психическое заболевание сродни наркомании, алкоголизму, клептомании и другим всяким таким маниям. У нее даже есть научное название.

Но такие люди чаще всего не считают себя больными. Тогда ничем нельзя помочь. Чтобы человека вылечить, нужно, чтобы он был согласен на лечение. Либо посадить на цепь. Если человек, по моим подсчетам, года два с половиной-три просидит на цепи - у него абстиненция проходит, жажда этих гормонов счастья, которые выделяются при азарте. Но, когда его выпустишь на свободу, есть возможность, что он сорвется.


- Когда послушаешь наши новости и вообще, что происходит в обществе и в мире - тоска берет. К чему катимся, что нас ждет впереди и наших детей?

- Если все тенденции сохранятся, то их ждет еще более страшное бытие, чем нас с тобой. А если как-то народ прислушается к Церкви, начнет читать Писание…. У большинства людей Евангелие лежит, а они даже не читают. А если читают, ничего не понимают. И думают, что христианская вера - это колбасу не есть по средам.

Другого нет пути. Потому что спасти человека может только Бог. Бог пришел на Землю, стал человеком, что-то говорил, что-то делал. Нужно, чтобы каждый человек прочел, узнал об этом. И потом в своей жизни от этого отталкивался. Если этого не произойдет, то так и жизнь будет, как у бедных животных, которые приготовлены к тому, чтобы их забили на бойне. Человек живет, в своем корыте свином хрюкает, ест и не знает, что его зарежут. Потом, когда это наступает, он визжит и сопротивляется. А чего визжать-то? Жизнь без Бога всегда приводит к таким ситуациям. Это не значит, что если жизнь по-Божьи, то она не приведет. Она тоже приведет, но человек будет знать, как действовать, как остаться человеком на тот короткий период, который именуется жизнью.

Ко мне как-то пришел один человек и говорит: батюшка, мне ваше лицо понравилось, решил подойти. Я человек неверующий, некрещеный, но у меня есть вопрос. Чувствую, что-то есть, но не верю в это. Ни в загробную жизнь, ни в Бога. Верю, что есть некая сила, которая над всеми нами.

Слово «Бог» он не произносит, но все вокруг Него. Говорит: как мне поверить? Я, с одной стороны, хотел бы, а ничего не клеится. Помоги, ему Господи, из этого состояния выбраться!


- Батюшка, подскажите, пожалуйста, как понимать: « Царствие Божие нудится»? Правильно я понимаю, что надо к чему-то понуждать себя?

- Ну, как к чему? К тому, чтобы вести образ жизни, соответствующий Евангелию. Только это. Потому что под лежачий камень вода не течет. Нужно понуждать себя к молитве, к чтению Писания, к добрым делам и к таинствам Церкви. Без этих четырех источников благодати Царствие Божие не достигается.

Если прочесть весь корпус священных текстов, обязательно две-три фразы обязательно дойдут до сердца. Для начала этого достаточно. Если человек будет следовать этим двум-трем строкам, потом его сердце возможность восприятия обязательно расширит. Только нужно последовательно идти этим путем.


- Но это надо иметь большую силу воли….

- Это и значит, что нудится. Без этого понуждения невозможно. А понуждение возможно только с верой, что этот путь правильный. Человек должен иметь различение добра и зла. Если человек чувствует, что это добро, ради добра он должен действовать.

- Нередко говорят: понимаю все, а сделать ничего не могу. Надо молиться, надо поститься, надо в храм - а не идется. Как человеку приобрести стимул, чтобы все это исполнить?

- А стимул - только вера. Доверие Отцу Небесному, который сказал, что «нудится». И себя погонять. Спасает Бог. Но нудит себя к этому человек. По-гречески «синергия» - соединение двух энергий - Божественной и человеческой.

-А если человек не понимает, что существует Бог, говорит, есть какая-то сила?

- Если ты считаешь, что есть сила, но эта сила поумнее нас, повыше, так ты обратись к этой силе. Не хочешь по-русски, спроси по-английски. Не называй Богом, назови силой. Скажи ей: сила, вот так-то и так-то. И эта сила сразу откликнется на его призыв. Человек убедится, что это не просто какая-то электрическая энергия, которая вызывает грозовые разряды, а что это сила умная. Она понимает по-английски. И по-тайски понимает. А можно и без слов просто мысленно обратиться, не облекая это в какую-то вербальную форму, и будет результат. После этого возникает то, что именуется религиозным опытом. Что такое религиозный опыт? Это опыт молитвы. Соединение человека и той силы. Не нравится слово «Бог» - не проблема. Можно любое другое слово. То есть, ты представляешь, что это сила выше тебя, значит, это твой Господин.

Ум человеческий лукав. Если уж кто-то такой гордый, что не может произнести слово Бог, он может как угодно так сказать. Бог-то смирен. Он не обидится на глупости человека, который из собственной тараканьей гордости, выкрутасы какие-то выделывает. Бог не обидится, Бог смиренный. И он говорит: дуришь? - ну дури, но Я всегда готов помочь.


- Часто возникают споры о форме прошения к Богу. Одна женщина в отчаянии стала просто требовать у Бога: "Господин, ты мне помоги, ты мне мою проблему разреши". А потом, говори, так стыдно стало. Наверное, Господь накажет за мою дерзость.

- Вот, как хорошо, что человек понимает! Бог свят, мы грешные. Ну, как мы можем требовать. Бог нам отец, мы - дети. Ну что за хамство? Бог нам дал все, мы должны со смирением с благодарностью обращаться. Стало стыдно - это превосходно. Значит что-то человеческое пробудилось.

- Ну, а если человек в отчаянии, на грани? И просит: Господи, помоги! А реальной помощи, которую ждет, нет….

- А потому что он не к Богу обращается. Это просто у него такая форма ругательства. Он внутри своего отчаяния находится и не видит Бога. Если бы он встал перед Богом, разве он бы стал так орать? Он может стоять перед иконой, может лампадочки зажигать, а Бога тут нет. Когда человек встает перед Богом - это состояние величайшей ответственности и трепета.

И кто мешает-то приобретать такое состояние? А то бу-бу-бу, бу-бу-бу, в 28 тысяч монастырей съездил. Ну, и что дальше? Прокатился. Главного-то нет. На самом деле Царство Божие внутри вас есть. Куда едем-то? Все рядом.


- Едем за тем, чтобы попросить: помолитесь, отцы святые, чтобы не раздражаться, не гневаться.

- Святые отцы такие же грешники, как и грешные ездоки. Все мы одинаковые. У всех у нас море грехов. Просто одни это видят. И когда они это видят, их жизнь меняется, они становятся преподобными. А другие этого не видят. И поэтому они гордые, они чего-то у Бога требуют, по-хамски разговаривают, на кого-то вечно обижаются. Люди в постоянной обиде и недовольстве. Почему? потому что они считают, что заслуживают лучшей участи. А почему они считают? Не читали Евангелие, где написано, что ты раб негодный есть. Ну что делать? Не усваивает человек. Ведь любой учитель знает, что, в основном, ученики ковыряют в носу и смотрят в окно. А чтобы усваивать, что там учитель талдычит у доски... Человек занят своим.

- Как отвергнуться себя?

- Что значит, как? Такой вопрос, он сродни « как взять ложку в правую руку?» Наперекор своим привычкам, своим желаниям, если они не хороши. Если бы не было у нас совести, то мы бы, конечно, ничего не смогли сделать. Но совесть как раз дает нам возможность Евангелие применить к нашей жизни. Она нам проясняет. Поэтому, многие люди ищут инструкции. А им надо включать совесть. Все хотят скатиться на фарисейский путь. А у меня инструкция - все. Положено так - и все. Если человек так думает, он тут же начинает распинать Христа. А нужно наоборот, совесть держать обнаженной. Что хорошо, что плохо. И делать хорошо во что бы то ни стало. Ну, конечно, тихо, разумно, со смирением. А то со своей правдой можно тоже дров наломать

.

- Батюшка, я не понимаю такое евангельское выражение: «милости хочу, а не жертвы». Я так понимаю, но не знаю, правильно ли это. Милость - это мы оказываем больному, например. А жертву - это мы идем к Господу, жертву несем. Я где-то читала, если ты идешь в храм, а тобой нуждается какой-то больной человек, что полезней для души - оказать милость этому больному, или идти в храм? Правильно я понимаю?

- Насчет больного - это правильно. Но на самом деле - это гораздо шире, чем просто посетить больного. Цель посещения храма - это как раз умягчение сердца, чтобы его сделать милостивым. Если Господь нам предлагает какую-то ситуацию, где мы можем проявить милость, мы должны это использовать. Это очень такие важные вещи.

Жертва - имеется в виду, когда в этом не участвует наше сердце. Некий формальный акт. Взяли вола и привели в храм, и принесли в жертву на всесожжение. Что в этом участвует? Наши деньги, стоимость вола. Вот и все. Я это исполнил, я потратил какие-то деньги. Человек едет в паломничество - это тоже жертва. Он истратил время и деньги, и часть своего отпуска. И он, так сказать, потрудился. А в чем в этом милость? Где? Если в это время необходимость его присутствия дома по какой-то причине, то это важнее.



- То есть, даже исповедь без участия сердца - это как бы пустая жертва?

- Конечно. А жертва ведь вообще как. Жертва - религиозная понятие. В каждой религии есть жертва. Жертва - это есть, как первый детский такой этап. Как мама разумная - а таких все меньше и меньше становится - говорит детям: ты, братик, должен поделиться с сестричкой. Ты старший, должен отдать ей свою игрушку и пусть она играет. То есть, он должен пожертвовать. А ему неохота это делать. Он сам хочет. Он даже порой хочет отнять у сестрички ее игрушку. Почему? Зависть. Та играет, а я нет, отнял, сам играю. Поэтому надо, чтобы он совершил эту жертву. Раз совершил, два. А потом он входит во вкус, ему нравится. Он с удовольствием дает. Господь установил жертву ради этого чувства. Чувства радости, что ты что-то сделал для другого. Это уже начинаются христианские отношения. А жертва - это еще пока ничто, это первый этап.

- Батюшка, одна прихожанка слезно кается в зависти. Говорит, такой грех, ничего с ним сделать не могу. И Бога прошу. Ну, прямо снедает, до ненависти к людям. Что можно ей посоветовать?

- Я бы посоветовал прочесть все о зависти у святых отцов. И продолжать молиться. И вот так слезно каяться. И никогда не давать волю этому чувству. Это сатанинский грех. Человек испытывает чувство, которое имеет в себе сатана по отношению к другим людям. Человек заражен самым страшным вирусом. Христа ведь тоже из-за зависти распяли. Это христоубийственная страсть.

Во всех духовных книгах о зависти прочесть на разные лады, чтобы все, что там написано, хотя бы умственно усвоить. А можно даже реферат написать по этому поводу.


- Батюшка, а некоторые, когда их спрашиваешь, зависть есть, говорят: ни к кому, никогда.

- Значит этот человек слепой от гордости. Так не бывает, чтобы человек был лишен какой-то страсти. Только слепец может это не увидеть. Значит, человек наделен гордостью в высшей степени, что она не только перестает делать видимой его гордыню, но еще и застилает другие страсти, сребролюбие, например. Или, может быть, чревоугодие. Или болтливость. Это не может быть.

- Часто дети не знают, в чем каются. И родители спрашивают, могу ли я ребенку помочь составить исповедь? Или сам, насколько может сочинять?

- Да не надо ничего сочинять! Очень часто дети у таких "продвинутых" родителей, как бы по трафарету твердят одно и то же. Они думают, что это такая игра. Как задачка арифметическая - надо, чтобы с ответом сошлось. Текст проговоришь, подходит такой маленький человек и говорит: батюшка, благословите. Меня зовут так-то. И дальше пошли тексты. Комплекс отличника. Ничего в этом живого нет. Никакого переживания греха.

Родитель как-то поучаствовать теоретически может. Но это так редко встречается! Один на десять тысяч, этой маленькой цифрой можно пренебречь. Я очень недоволен вообще родителями, как они воспитывают своих детей. Считаю, что это одна из наших главных национальных проблем. Не надо думать, что я такой тут сижу праведник. Сейчас всех расставлю - кому пять лет тюрьмы, кому семь. Все наше общее. Просто приходится через себя народ пропускать, и видишь эти проблемы.


Кстати проповеди о. Димитрия иногда в корне меняли жизнь людей, прежде задыхавшихся от безверия, людей далёких от веры и церкви. И таких людей довольно много. Мне самому приходилось таких людей встречать, которые выражали глубокие слова благодарности и признательности о. Димитрию.
Горожане
0
Аксакал
Что-то принял, согласился... что-то не принял категорически.
В любом случае - прочитал.
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
Горожане
+ 131
Великий Гуру
Прочитала половину - не понравилось. Спрашивают о проблемах, а ответ - мне не нравится, получается или смирись с тем, куда тебя загнала твоя жизнь, или чуть-чуть подыгрывать "плохим" людям. Нет чистоты в этих словах... по крайней мере - я не вижу, и такого духовного наставника не слушала б.

strogiy писал:Кстати проповеди о. Димитрия иногда в корне меняли жизнь людей, прежде задыхавшихся от безверия, людей далёких от веры и церкви. И таких людей довольно много.


Ключевое слово - ИНОГДА, слова рассчитаны на одних, а я - другая.
Горожане
+ 565
Блиц-мать
И я прочитала. Мне близко очень многое, почти всё. Вот к этому священнику я бы с удовольствием пошла.
Горожане
+ 370
Аксакал

strogiy писал:Единственный у тебя выход - заплатить, сколько они хотят, либо сесть в тюрьму. Ты будешь до конца честный, принципиальный? Ты тогда болван. Кто тогда будет кормить твоих семерых детей?


Очень нестандартный подход. Нужно над этим подумать: даже тяжело сказать прав батюшка или ошибается.
Какие есть мысли по этому поводу?
Мф.6.33
Горожане
+ 131
Великий Гуру
[quote=адвокат Ульянов]Какие есть мысли по этому поводу?[/quote]
Мне кажется - если смиришься, то все будет по воле Божьей и испытания в тюрьме зачтутся на том свете, а о семерых детях Господь позаботиться, потому что он лучше знает, что делать, а нечестные милиционеры посланы тебе для испытания - согрешишь или нет, дашь взятку или нет... И вообще - кто-то там своего ребенка Богу в жертву хотел принести, когда Бог сказал, а тут вспомнили о семерых детях...
А тут - вроде как обычный подход, ничего нового - да, верю в Бога, да, грешу (все мы грешны), да, есть кому покаяться...
Вот такое упрощение писаний, "подбивание" их под реалии жизни и сделали из Православия то, что сейчас имеем.
Вот и ищем свои правильные выходы, а не эти упрощенные рекомендации.
Горожане
0
Аксакал
[quote=адвокат Ульянов]Какие есть мысли по этому поводу?[/quote]

В озвученной ситуации?
Дать что хотят, один раз.
А на следующий - заручиться поддержкой ВБ или иной подобной структуры...
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
Горожане
+ 370
Аксакал
Все таки думаю, что батюшка не совсем прав. В этом случае поощряется зло. Мученики в первые века не шли на то, чтобы отречься от Бога даже только на словах и принимали за это мученическую смерть вместе со своей семьей.

Дать взятку в такой ситуации - грех. Не дать - принять мученичество ради Христа, не каждый на это способен и нельзя человека за это осудить. Но исповедать этот грех он должен и воспринимать такое действие как грех, а не как проявление умения жить.
Батюшка явно не прав выходит
Мф.6.33
Горожане
+ 509
Аксакал
Прочла. Все правильно говорит батюшка, все верно. Со всем согласна. Теоретически. Не буду анализировать сейчас все ответы-советы. Только один -

Цитата:Или есть второй способ. Изменить реакцию свою собственную на это. Господь наш Иисус Христос предлагает, если мы читали Евангелие, второй способ, говоря, что если ударят в правую щеку - надо подставить другую. Вот конкретный алгоритм. Другого пути нет.


Вот то, чего я никогда не могла понять-принять. Если обидели тебя ненамеренно, а случайно, потому что "так вышло"..Ну, можно списать на разницу в воспитании, понимании, привычках, опыте...

Как правило, когда кто-то кого-то обижает... если у обидчика спросить, хотел ли он этого... он чаще всего скажет, что конечно нет. Что он даже не думал, что может этим обидеть. Вот по моим ощущениям, именно так обстоят дела в большинстве случаев. И уж откровенных намерений обижать или делать плохо бывает совсем мало. Но - бывают. И вот в таких случаях я не готова подставлять щеку. Вспоминается диалог пастора Шлага с провокатором Клаусом:
"Вы же проецируете библейскую притчу о совести человеческой на реальную машину нацистского государства, которая по сути своей лишена совести."
Посему, на лишенных совести и следует смотреть, как на трактор, который едет неуклюже, задавить пытается. От таких - либо бежать, либо кирпич в лобовое стекло бросить, чтоб остановить.
"Найжаркіші куточки в пеклі залишені для тих, хто в часи найбільших моральних випробувань зберігав нейтралітет" Данте
Горожане
+ 370
Аксакал
Белокурая Жози,
позицию православия к вопросу о сопротивлении злу силой можно свести упрощенно к такому, о чем я писал в одном из своих первых постов:
если зло применяют к тебе - правильно будет его переносить не отвечая злом на зло, принимая это либо как заслуженное наказание за прошлые грехи, либо как мученичество ради Христа и послушания его заповедям.
Если к твоему ближнему - необходимо это зло останавливать всеми своими силами, жертвуя собой.
Мф.6.33
 
Доступ закрыт.
  • Вам запрещено отвечать в темах данного форума.