Часть III. Тщеславие и гордость.

2009-04-04T11:24:21+03:00 2009-04-05T14:08:52+03:00
0
Горожане
Местный
Часть III. Тщеславие и гордость.

Тщеславие

В переводе на современный русский язык слово это означает: тщетная (напрасная) слава. Тщеславие — это любовь к земной, временной славе и желание всяческих почестей. Тщеславие заставляет спортсменов тренироваться целыми днями, чтобы получить первое место на соревнованиях, тщеславие подталкивает одного из служащих работать лучше, чем его коллега, тщеславие подзуживает художников устраивать огромные выставки. Вся наша жизнь насквозь пропитана тщеславием.

Как часто тщеславие прикрывается хорошими поступками. Оно прячется за безотказностью и обязательностью, за пунктуальностью и честностью, за щедростью и смелостью. Если копнуть поглубже, то окажется, что за половиной тех хороших качеств, которые мы в себе видим, скрывается именно эта страсть.

Симптомы тщеславия: нетерпение упреков, жажда похвал, постоянные мысли о реакции других людей на твои поступки. Кто из нас способен воспринять критику, даже справедливую, без некоторой внутренней злобы? И испокон веков одна из основных задач педагога — указать ученику на его ошибки и недостатки, не задев при этом его самолюбия.

А кто из нас не любит лести? Сладкие слова словно бальзам изливаются нам на душу: их приятно слушать, даже если сами мы абсолютно уверены, что говорящий сильно преувеличивает наши достоинства.

«Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными и т. д.», — говорит св. Иоанн Лествичник.

Застенчивость и комплекс неполноценности по сути тоже есть не что иное, как форма тщеславия. Застенчивый человек хочет быть самым лучшим, но не уверен, что у него это получится. Более всего он боится казаться смешным или нелепым, боится не понравиться. Комплекс неполноценности — недовольство собой — вызван примерно теми же мотивами.
Молодая девушка испытывает комплекс неполноценности по поводу своей внешности. Так ли ее в действительности волнует ее внешность? Нет, конечно. На самом деле волнует ее недостаток внимания окружающих, в особенности представителей мужского пола, и недостаток похвал.
Предложите ей на выбор: 1) ее внешность изменится на ту, которая кажется ей эталоном красоты, но все остальное в жизни останется по прежнему;
2) ее внешность останется прежней, но все окружающие начнут ею восхищаться.
Разумеется, выберет она второй вариант. К тому же скрытому тщеславию можно отнести ложную скромность. «Какая классная у тебя машина!» — говорит один приятель другому. «Да что ты, — отвечает тот, в глубине души возгордясь, — по моему, ничего особенного». Ложной скромностью особенно часто грешат женщины и называют это кокетством: «Ах, как я ужасно сегодня выгляжу », — говорит какая-нибудь дама, ожидая услышать в ответ бурные возражения и заверения в том, что она выглядит просто великолепно.

Та же работа на зрителя проявляется в грехе самооправдания. Более всего мы боимся осуждения со стороны ближнего, а посему, рассказывая о своих не самых приглядных поступках, стремимся найти объяснение своим действиям, оправдаться в глазах собеседника. Впрочем, играем мы не только перед собеседником, но и перед самими собой. Нам точно так же не хочется выглядеть плохими в своих собственных глазах. Мы убеждаем себя, что ни в чем не уступаем другим, что если жизнь наша и недостойна, то виноваты в том родители и среда, наша же вина минимальна. Так мужчина, оставляя жену с детьми ради любовницы, всегда скажет в свое оправдание, что любовница его соблазнила, а жена не удержала.

Тщеславие многовидно, тем не менее, св. отцы выде­ляют два главных вида:

а) Превозношение плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими умственными достижениями или талантом. Мы можем кичиться своим богатством, физической силой, красотой, хорошей семьей, успехами в работе.

б) Желание суетной славы из-за духовных предметов. К сожалению, сейчас не очень принято превозноситься духовными достижениями. Хотя периодически такое случается. Особенно характерно хвастаться достижениями в духовной жизни среди неофитов — людей, недавно обратившихся к вере. Новообращенные поначалу стараются очень последовательно и строго соблюдать закон: часто ходить в церковь, строго поститься, читать утренние и вечерние молитвы. Довольно скоро у них возникает ощущение собственной значимости и добродетельности. Впрочем, по прошествии некоторого времени приходит, как правило, понимание, что соблюдение внешних правил, хоть и важно, но является не целью верующего, а только помощью в стяжании добродетели.

У верующих со стажем тщеславие уже становится менее заметным постороннему глазу. Хотя, конечно, многие из нас считают, что по лестнице, ведущей к Богу, поднялись значительно выше своих ближних.

В наше время довольно распространенным стало "тщеславие наоборот": когда люди тщеславятся не чем-то положительным, а чем-то отрицательным.

Например, превозносятся своими несчастьями. Человек, не имеющий перед другими особенных преимуществ, которыми он мог бы гордиться, часто стремится вызвать в окружающих жалость, беспрестанно сетуя на свое тяжелое положение. Замечательно то, что люди, которым свойственно подобное поведение, не оставляют его даже в те моменты, когда дела их идут очень неплохо. Так, два человека могут поспорить о том, кому из них живется хуже, и в процессе спора этого впасть в зависть и в гнев друг на друга. На первый взгляд такая ситуация кажется нелепой: как можно завидовать чужому несчастью. Но если вдуматься, все довольно легко объяснить. Человек несчастный вызывает жалость и сострадание, а значит, внимание ближних. Тогда как человек успешный в своих делах нередко встречает враждебность со стороны окружающих.

Еще одна довольно извращенная форма тщеславия — гордость своими недостатками. Так, нередко приходится слышать, как человек говорит с гордостью: «Да я вообще сволочь редкая. Ужасно люблю совать нос в чужие тайны, а потом шантажировать людей добытыми сведениями». Или: «Ну, убил я какого-то идиота. И не испытываю никаких угрызений совести. Просто ни капельки. Одной тварью больше, одной меньше». Или: «У меня, знаешь ли, вообще дурной характер. Я баба вздорная, капризная, скандалить люблю — жуть».

Так, один человек рассказывал, как ему приходилось убивать и мучить людей. Рассказывал он об этом с видимой горечью. И вдруг переключился в рассказе на своего приятеля, которому всегда завидовал. «Вот Петров хвастает всем, какой он крутой, а на самом деле это только слова. У него же, если понадобится кого-нибудь грохнуть, коленки затрясутся». На этой фразе он осекся, поняв, что ляпнул лишнее. Самое любопытное, что некоторое время спустя разговор на ту же тему зашел с Петровым: «Костя любит рассказать, что кого-то там убивал, пытал и прочее. Только вранье все это. Да у этого идиота кишка тонка кого-нибудь пришить. Это все, знаешь ли, байки, чтобы впечатление произвести».

Эта форма тщеславия особенно распространена в наше время. Добродетель нынче не в моде.

Еще одну очень распространенную форму проявления тщеславия довольно детально изучил Ф.М. Достоевский. Его добровольные шуты, его унижающие собственное достоинство, пресмыкающиеся перед властьимущими персонажи являют собой пример сильно развитого тщеславия. Такие люди как Фердыщенко, Смердяков и пр., несомненно, тщеславны, но не имеют возможности достичь того, что могло бы являться предметом гордости. Их уязвленное самолюбие выливается в добровольное унижение и наслаждение этим унижением.


Тщеславие в светском обществе считается несомненной "добродетелью" и всячески поощряется. Родители, воспитывая своих детей, с детства внушают им стремление к высокому положению, богатству и пр. Учителя в школе, дабы добиться от учеников хорошей успеваемости, устраивают всевозможного рода соревнования и постоянно сравнивают детей друг с другом. И так всю жизнь.



Довольно часто мы распространяем тщеславие не только на себя самих, но и на свою семью или на своих друзей. Так, мы чрезмерно радуемся успехам своих детей, хотим, чтобы они во всем были первыми и лучшими.

Тщеславие страшно и само по себе, но, кроме того, оно ведет к другой, еще худшей страсти, гордости.

Гордость

В современном русском языке слово «гордость» имеет ряд значений:

1) Чувство собственного достоинства, самоуважение.
2) Чувство удовлетворения от чего-либо (гордость по­бедой).
3) Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

На языке Церкви слово «гордость» абсолютный синоним слова «гордыня », т. е. значение его совпадает с 3-м из приведенных значений. Лингвистическая путаница в этом случае ведет к недопониманию того, что церковь разумеет под страстью и грехом гордости. Несомненно, истинный христианин должен уважать в себе образ Божий. Истинный христианин знает, что он создан по образу и подобию Божию, и преисполнен радости по этому поводу. Истинный христианин, несомненно, имеет чувство собственного достоинства, которое выражается в его стремлении к добродетели. А что значит «чувство собственного достоинства »? Это значит, что человек не будет лгать, воровать, убивать, завидовать, хвастать, потому что тем самым он оскорбляет в себе образ Божий. Православная церковь и св. отцы никогда не говорили, что человек не должен любить себя или не должен уважать себя. Они говорили исключительно о том, что, любя и уважая в себе образ и подобие Божие, человек должен в равной степени любить и уважать образ и подобие Божие в другом человеке, и в значительно большей степени, нежели себя, любить и чтить своего Создателя. Без понимания этой истины нельзя понять сути греха гордыни. Ибо что есть гордость? Это желание возвыситься над ближними своими и сравняться с Богом; это непризнание могущества Создателя и непризнание достоинства ближнего.
Если попытаться проиллюстрировать эту истину на понятном примере, то получится следующее. Представьте себе отряд солдат. Над этим отрядом стоит некий офицер. Остальные солдаты равны по званию. Представьте, что один из них (из солдат) много о себе возомнил и перестал подчиняться приказам командира. Он, быть может даже из благих целей, совершает в одиночестве вылазку на врага, попадает в результате в плен и ради сохранения своей жизни рассказывает неприятелю обо всех планах отряда. Что из этого получится? Да ничего хорошего. Он и себя погубит, и ничем не поможет, а напротив, помешает осуществлению главной задачи, преследуемой отрядом.
Вместе с тем он нарушит и кодекс чести, потому что солдат должен подчиняться тому, кто выше по званию. Но то, что он подчиняется командиру, — это вовсе не значит, что он должен лебезить перед врагом. Напротив, кодекс чести заповедует солдату с врагом бороться. Наша война — это борьба со страстями. И победить в ней мы можем только при одном условии — при полном и беспрекословном подчинении воле Господа. А перед врагом (перед своими страстями) мы должны вести себя достойно и мужественно. Мы же, как тот бунтующий солдат, не подчиняемся Господу, но зато пресмыкаемся перед бесами. Не будете ли вы смеяться, если солдат этот скажет, что пошел против воли командира из чувства собственного достоинства, исключительно потому, что не может позволить кому-то собой командовать? Почему же мы не смеемся тогда над собой, хотя поступаем точно так же, утверждая, что не можем из чувства собственного достоинства попросить прощения у ближнего своего, которого сами же и обидели? И разве повернется язык наш сказать, что остальные солдаты, которые исполняют волю командующего и мужественно сражаются с врагом, не имеют чувства собственного достоинства просто потому, что они подчиняются чьим-то приказам? Нет, напротив, мы назовем их достойными солдатами, потому что они не робеют перед врагом.
Точно так же и истинный христианин не должен мериться силами с Господом, но должен по мере сил достойно противостоять страстям. В этом-то и заключается его чувство собственного достоинства.

Гордыня, гордость — самая опасная страсть и мать всех грехов. Именно из-за гордыни сатана отпал от Бога. Именно гордыня сводила на «нет» многолетние усилия многих святых. Именно гордыня была первородным грехом. Когда исчезает гордыня, остается только смирение перед Господом и любовь к Нему.

Гордый обычно не видит своего греха.

Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!» (Древний патерик)
Как же найти в себе гордость? Спроси себя: «Грешен ли я? » Если нашел ты в себе грех, значит, гордость одолевает тебя. Если не нашел в себе ни одного греха, значит, бес гордости торжествует в душе твоей.
Каковы внешние приметы гордости? Гордец обидчив и самолюбив, ему сложно просить прощения, тяжело уступить в споре. Он не любит слушаться ни равных себе, ни старших. Он не любит приказных интонаций, а предпочитает им смиренные просьбы. Он подвержен вспышкам гнева. Он помнит причиненное ему зло и постоянно в душе или на словах осуждает других людей.
Все мы одолеваемы страстью гордости. Все мы ежедневно подвергаемся нападкам этого беса.

Гордыни существует два вида:

а) Плотская гордыня. Она проявляется в нашем нежелании признавать за другими людьми превосходства. Как только ты говоришь: «Я красивее», «Я умнее», «Я лучше знаю », «Я больше делаю », — ты поддаешься страсти плотской гордыни. Плотская гордыня ставит тебя на первое место по причине твоих физических, материальных или душевных преимуществ перед другими людьми. Плотская гордыня выражается в чрезмерной обидчивости, в непокорности, нередко в чрезмерной смелости, в стремлении командовать, часто в излишней болтливости, в злопамятстве, в гневе, в самонадеянности.

б) Духовная гордыня одолевает в основном тех, кто уже достиг каких-то добродетелей. Часто жертвой этого беса становились подвижники. Как только в своей борьбе со страстями ты говоришь: « Я достиг», - то тут же все твои старания сводятся на нет. Одной этой мыслью уничтожается всё достигнутое.
Гордость в высшей своей точке приводит к самообожанию, к тому, что человек воображает себя центром вселенной и стремится заставить весь мир крутиться вокруг себя. Есть немало примеров великих гордецов, оставивших свой след в истории. Надо полагать, именно таковыми были Наполеон, Гитлер, Сталин.
Горожане
+ 1
Гастарбайтер
а амбициозность наверняка тоже вид гордыни. нужно быть скромным стадным существом без желаний. как сказал в разговоре один мой товарищ(академик, профессор(около 200 научных работ), принадлежит к интеллектуальной элите россии) - человеку для счaстья не так много и нужно - вкусно поесть, приятно выпить, понежиться с женщиной, сладко поспать. всё просто. каждый себе выбирает только уже уровень всего этого. подобные вышенаписанные определения гордости и тщеславия для того и написаны, чтобы человек себя считал честным и не высовывался. совершение подвига наверняка попадает под оба определения. "индивидуальность гражданина - всегда будет считаться пороком в любом государстве".(я) вот вам наглядный пример моей тщеславности и гордости.
Горожане
0
Аксакал

strogiy писал:Надо полагать, именно таковыми были Наполеон, Гитлер, Сталин.



Но, что странно - этих людей будут помнить, учить, знать, писать о них книги и снимать фильмы еще долго и долго...

А кто вспомнит вас, исповедующих вышеприведенные принципы, хотя бы лет через 40?

И что дали человечеству, миру, жизни, Вселенной они - и что дадите вы?
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
Горожане
+ 51
Заслуженный
пенсионер

Yara писал:А кто вспомнит вас, исповедующих вышеприведенные принципы, хотя бы лет через 40?


Не ради себя исповедующий старается, а ради исповедуемых.

Yara писал:И что дали человечеству, миру, жизни, Вселенной они - и что дадите вы?


Они дали смерть, а он пытается дать жизнь, вечную жизнь.
All we need is love(c)
AD
Горожане
+ 180
Великий Гуру
Дл полного счастья не хватает иллюстрации - те же грехи в виде скульптур (этим широко баловались в средние века ).
Впрочем , в "Хрониках времен Карла Девятого " эта проповедь дана живее и интереснее....
Благими намерениями вымощена дорога к AD
(c)
Старший сержант запаса.
Горожане
0
Аксакал

ViewPoint писал:Не ради себя исповедующий старается, а ради исповедуемых.



Ой-ой-ой... какая забота...

ViewPoint писал:Они дали смерть, а он пытается дать жизнь, вечную жизнь.



Смерть - есть неотъемлемая часть нашей жизни.
Она есть, она существует, она матеральна.

А вот "вечная жизнь" - лишь ваше предположение...
Бездоказательное, как минимум.
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
Горожане
+ 1
Гастарбайтер
ViewPoint,
кто он? тот кто это писал?
Горожане
0
Аксакал
Кстати, strogiy, а где потерялась Часть 2?
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
Горожане
+ 51
Заслуженный
пенсионер

Yara писал:А вот "вечная жизнь" - лишь ваше предположение...


Это не моё предположение. Это лишь вопрос веры.

Yuhim писал:кто он? тот кто это писал?


Да. И таких, как он, много, но все они разговаривают на одном языке - несут СЛОВО в народ.
All we need is love(c)
Горожане
0
Аксакал

ViewPoint писал:Это не моё предположение. Это лишь вопрос веры.


Сугубо вашей Веры, заметьте...

ViewPoint писал:Да. И таких, как он, много, но все они разговаривают на одном языке - несут СЛОВО в народ.


А нет ли в этом "несении" тех страстей, о которых вы пишите?
Гордыни, тщеславия... например?

Раввин, пристающий на улице Пролетарской к прохожим с томиком Талмуда...
Мулла, читающий посреди площади Независимости Коран...
Дико не правда ли?

Зато свидетели Иеговы, кришнаиты и последние ростки Белого Братства очень это дело полюбляют...
Вы не с ними случайно?

Кстати, не напомните мне как Православная церковь относится к миссионерству (чем по большому счету вы тут занимаетесь)?
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
 
Доступ закрыт.
  • Вам запрещено отвечать в темах данного форума.