Про Достоевского

2007-06-14T15:46:51+03:00 2007-06-15T03:17:02+03:00
0
Горожане
0
Проездом
отвечаю Сармату на вопрос из темы "Достоевский как в воду глядел":

Цитата:
Вот если мне кто объяснит что это за "призвание" такое и "великая идея" - то может я и поменяю свою точку зрения. А то больше напоминает экзальтацию от собственных красивых слов.



"Федор Михайлович Достоевский ввел в обиход термин «национальная русская идея». Он писал, что русская идея - это всечеловечность и восприятие всей культуры мира."

Ответ был дан Юрием Шевчуком в интервюю газете КП http://kp.ru/daily/23902/67213/(так вот получилось, что он не нароком дал ответ на вопрос поставленный Сарматом)
(отвечаю здесь ибо та тема закрыта)
Горожане
+ 12
Местный
Спасибо. Этот за этот совершенно абстрактный ответ (Я спрашивал - что подразумевается под идеей? Вы мне - а под идеей подразумевается термин выдуманный Ф.М. Достоевским. А что же он имел в виду? И как этот термин понимать? Или как его понимают?).
Пришлось поискать чуть-чуть, вот один из результатов поиска:

"Всечеловечность

? Ф. Достоевский, стараясь определить сущность своего мировоззрения, писал: «Ибо что такое сила духа русской ? народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?» «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено».

Всечеловечность, провозглашенная Достоевским, опять в обиходе. Еще в советское время мысль о всечеловечности как о сущности русского национального самосознания с ссылками на Достоевского (и… Ленина) развивали В. Кожинов и Е. Троицкий. Сегодня к ним присоединились (уже без сносок на Ленина) многие другие литераторы, профессора и идеологи. Правда, некоторые, ссылаясь на Достоевского, путают понятия всечеловечности и общечеловечности, которые писатель различал (? общечеловек — это западный «никто», муравей из муравейника; русский — это всечеловек, по образу Всечеловека Христа).

Категоричен в признании правоты Достоевского в том, что «Национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое объединение», А. Гулыга. По его мнению, «Русская идея объединяет человечество в его извечном стремлении утвердить мир и справедливость на земле. Это всемирная ? соборность, та подлинная общность, без которой человечеству сегодня не выжить». В. Аксючиц, ссылаясь на Достоевского, также провозглашает «универсализм» и «всечеловечность русской идеи», не принимая во внимание того, что другие народы-культуры предпочитают свои «идеи» и после опыта истории никак не поверят ни в советский, ни в русский «универсализм». Национал-большевик, именующийся философом, ? А. Дугин, на полном серьезе объявляет: «Революция понималась национально, патриотически. Новое общество, новый порядок должен был быть подчеркнуто русским — национальным и универсальным одновременно, каким и является в идеале русский человек, Всечеловек Достоевского. Именно так и понимался долгое время «интернационализм» русскими революционерами — не как космополитическое смешение, но как триумф русской духовной всечеловечности».

«Наша терпимость к другим, увенчанная Достоевским славой всечеловечности, доходит до самозабвения» — пишет В. Распутин.

Любители русской всечеловечности (а их очень много) являются одновременно противниками идеи глобализации. А разве всечеловечность не «глобализация», но на русский романтический лад? Романтический — так как требуется вера в спасительную роль ? «русской идеи».

Идея глобализации не новое явление. Она противостоит изоляции. Глобализация, «по-западному», происходит тогда, когда мир соединяет взаимообмен информацией, людьми, товарами и финансами во имя взаимопонимания пестроты бытия человеческого. Глобализация по-русски (всечеловечность) — объединенная» изоляция в вере и мировоззрении во имя будущего спасения человечества.
A. L."
ссылка http://russidea.rchgi.spb.ru/vsechelovechnost
Вот еще материал - http://old.russ.ru/antolog/intelnet/dar10.html
И вот еще - http://www.pagez.ru/olb/228_13.php
Во всех трактовках есть (иногда большие) расхождения - из чего делаю вывод, что толком никто не понял что имел в виду Федор Михайлович (но не прочь позаниматься спекуляцией).
Так что придется вернуться к первоисточнику - «Ибо что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?» «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено».
То есть русские хотят со "всеми" братского единения а если и не произошло до сих пор единения, то только по вине "всех".
Знаете мне это напоминает такую картину -
Пьяный в дрызг "плывет" и тут (всем кто пил, знакомо это чувство), его начинает переполнять счастье)))) и он встречает незнакомого человека и начинаешь его уламывать выпить с ним - " Вася... А-а Петя. Ну-у Петя, неважно. Петя я тя люблю. Пшли выпьем!" Если Петя с ним пить не хочет - он ВРАГ НОМЕР ОДИН во всем мире. Петя его НЕ УВАЖАЕТ.
\"Я в данном случае тоже персонаж...\"

Е.Лукин Л.Лукина
\"Авторское отступление\"
Горожане
0
Залетный

Цитата:Петя его НЕ УВАЖАЕТ.



Или у вас такие странные и не очень удачные ассоциации возникают на тему всечеловечности или вы сами очень не уважаете русский народ . Анекдот здесь совсем не к месту. Уж вам то с вашим тонким мировосприятием, можно бы примеры и пооригинальнее, да и просто поприличнее было бы привести.

Хотя, пардон, возможно, это ваш собственный вариант трактовки первоисточника.

Тогда, увы, не вижу разницы, чем он лучше других перечисленных вами спекуляций на эту тему.
Вернее разницу вижу, и очень даже существенную. Ваша трактовка просто брутальна. Гы… :beee:

Кстати, насчёт братского единения. Скорее всего это не стоит так примитивно понимать, как кровное братство. Учитывая набожность Ф.М. Достоевского речь идёт скорее о братстве духовном, т.е. основанном не на правилах этого мира, который во зле лежит. А сама эта так называемая идея не материальна и не имеет в себе ничего человеческого и тварного, потому возможно она и недоступна для всеобщего понимания
Горожане
0
Проездом
автор статьй http://old.russ.ru/antolog/intelnet/dar10.html как-то невзначай перескочил от слова всечеловек к ""Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?..."
дам справку из словаря ожегоава чтоб Вам было понятно

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ: == человечный
Человеческое отношение. По-человечески ”нареч.” поступил.(http://ozhegov.ru/slovo/58874.html)

я думаю "пласать" надо от этих слов я не от слов о всечеловек что делает афтор данного высказывания.


да и в общем 2 из преведенных Вами статей с сильным привкусом религиозности. что не всегда есть бъективно. а еще 1 статья о всечеловеке. то есть в обоих статьях на первое место ставиться исследование не всечеловечности, а другого, и всечеловечность используеться автором в своих личных целях.как вы сказали люди спеклируют этой фразой в своих целях. впрочем как и вы.

Цитата:
Знаете мне это напоминает такую картину -
Пьяный в дрызг "плывет" и тут (всем кто пил, знакомо это чувство), его начинает переполнять счастье)))) и он встречает незнакомого человека и начинаешь его уламывать выпить с ним - " Вася... А-а Петя. Ну-у Петя, неважно. Петя я тя люблю. Пшли выпьем!" Если Петя с ним пить не хочет - он ВРАГ НОМЕР ОДИН во всем мире. Петя его НЕ УВАЖАЕТ.


это вообще бред какой-то.( я так думаю вы это про себя?)
Горожане
+ 12
Местный
Насчет того, какие я нашел трактовки - найдите другие. Дайте ссылки.
Насчет человечности - как раз речь идет о "всечеловечности" - термине придуманном Достоевским (почитайте его мысли о Пушкине - всечеловеке) а не о человечности. Человечность понимается сейчас как нечто положительное, а всечеловечность по Достоевскому - это, говоря метафорически - от беса до ангела - все на что способен человек.
Теперь понимаете мою аналогию? Кстати, аналогия в духе самого Достоевского - любителя рассматривать общечеловеческие проблемы на примерах крайностей и отклонений в человеческой психике и моя аналогия просто ангельская по сравнению с его аналогиями. И я нормально отношусь к русскому народу (слава Богу в России живут не только последователи таких псевдоидей). Я с непониманием отношусь к идее (еще и выдвигающейся некоторыми в национальную, даже в общечеловеческую) которая является пустышкой. Вернее никакой идеи не существует вообще.
Что и подтверждает последний абзац товарища в танке.
Действительно недоступно - ибо я "лишь" человек. :pardon:
А вы нет?

и еще...
Вы не находите полным бредом идеи претендующие на общечеловеческие, но основанные на национальных особенностях, реальных или выдуманных? Не видите противоречия? Иррациональности этих идей не видите?
Я только могу повторить слова Эриха Фрома, лучше на мой взгляд не скажешь -
«Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, — или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности»
И все. И не надо создавать дутые идеи основанные на такой же дутой субъективной метафизике. И искать герметичный, сокровенный смысл, которого никогда не было, нет, и не будет - по определению. Хочется сокровенных смыслов - почитайте Елену Блаватскую "Тайная доктрина" - на каждой странице 10 килограмм сокровенных смыслов.
\"Я в данном случае тоже персонаж...\"

Е.Лукин Л.Лукина
\"Авторское отступление\"
Горожане
0
Проездом
Почитайте Достоевского, что ни страница, то философские темы. А если ещё пару раз прочитаете у Достоевского то, что читали уже до этого, только не сразу, а с промежутком времени, то взглянете на прочитанное по-новому.
 
Доступ закрыт.
  • Вам запрещено отвечать в темах данного форума.