Кременчугская бронетехника

2011-12-08T22:19:00+02:00 2011-12-11T23:09:23+02:00
0
Горожане
+ 74
Великий Гуру
Одна з найпотаємніших кременчуцьких історій - участь крюків"ян у випуску бойової техніки. Про неї мало коли говорять, а все що від неї залишилося - немале озеро, що знаходиться посеред Крюківського вагонобудівного заводу. Сьогодні його використовують для потреб охолодження води. А не так давно тут проводили перші випробування військових гусеничних паромів, інженерних підводних машин та плаваючих транспортерів. Останні, після заводських випробувань ще й випробували у хвилях Чорного моря.
А починалася військова історія КВБЗ у далекому 1951 році, коли директором підприємства був Іван Приходько. Саме з цього року вагонобудівний завод працює на потреби військового комплексу. Першим, за що взялися - виробництво плаваючого транспортера, яким можна було перевозити танки. Назва військового авто - К-61.
У 1953 році Крюківський вагонобудівний завод отримав нове завдання - підготувати виробництво і розпочати випуск нового виду переправно-десантної техніки. Для цього у Крюків надіслали креслення з Москви і тут на місці повинні були підготувати виробництво. Зрозуміло, що з Москви нашого заводу не побачити, а конструктори зробили креслення так, аби було їм зручніше.
Тож перше, що робить директор Іван Приходько - дає завдання конструкторам підприємства, аби ті підготували варіанти свого транспортеру.
"Сміливе рішення директора, бо за нього він міг відповісти головою", - пише про кроки керівника у книзі "Директор Іван Приходько" журналіст Анна Кудіярова.
Після багатьох варіантів конструктори з Крюкова запропонували свій проект переправно-десантної машини - ГСП -55(гусенично-самохідний паром). Аби машина була надійнішої застосували коробку передач з танка, двигун потужністю 240 кінських сил, авіаційні агрегати для розкриття понтонів та спеціальні гвинти, які починають працювати у воді. Це перша самостійна військова розробка вагонників і вже у 1954 році на заводі постає головний конструкторський відділ за створення інженерної переправно-десантної техніки. В той же час на підприємство прибуває ціла бригада молодих конструкторів з випускників Московського вищого технічного училища і робота пішла вперед.
Одночасно Іван Приходько підбирає робітників для цеху №13 - колишніх танкістів та молодих чоловіків хто мав справу з гусеничною технікою.
В цьому ж цеху після закінчення навчання у машинобудівному технікумі працював слюсарем і нинішній керівник заводу Володимир Приходько. Всі разом вони і налагоджували серійний випуск ГСП 55, який успішно пройшов всі випробування - 300 кілометрів пробігу та форсування Дніпра в нічних умовах.
З 1956 року підприємство починає випуск ГСП -65, а цей самохідний паром призначався вже для роботи в умовах моря і мав витримувати шторм в 4 бали. І тут на випробуваннях у морі під Іллічівськом паром став на певний час майже підводним човном - з водою у кабіні ( хвилею видавило переднє скло). Але кременчуцькі представники пройшли всі екстремальні випробування. Вони перемогли і чудова машина була взята на озброєння.
А далі були нові плаваючі паромно-переправочні машини, якими можна було перевозити техніку вагою до 70 тон
З дивовижних транспортерів, які виготовляли на заводі варто згадати про саперний підводний розвідник - РСП -78.
Цей зразок крюківської військової техніки плавав по воді, під водою, їздив по дну ставив міни та їх прибирав. У розвіднику РСП конструктори також розташовували камеру для виходу водолазів, перископ, міношукач. До всього транспортер був броньований та мав герметичну кулеметну башту.
Виріб крюків"ян, яким по праву гордилися, згодом покажуть тодішньому першому секретарю ЦК Микиті Хрущову. Про те, що на підприємстві працює 13 цех, який випускає продукцію для ВПК, ніколи не писали в газетах... В середині 90-х випуск паромних машин поступово завершується. У армії з"явилися нові пріоритети. Однак історія про те, як Іван Приходько разом зі своїми колегами Рафаелем Арутюновим, Євгеном Ленціусом, Віктором Лисенко, Василем Матюхінім та багатьма іншими робили військову техніку, залишиться як предмет кременчуцької гордості. У нас і справді не так багато заводів, де виробляли такі величезні плаваючі машини.
AD
Горожане
+ 180
Великий Гуру
Отзыв на К-61
"Конечно по сравнению с амфибией БАВ транспортер являлся шагом вперед. Все же у гусеничного транспортера выше проходимость, да и возможности К-61 по переправе грузов были повыше. Но в войсках эту машину сразу же прозванную "Кашка" не очень любили. Капризный, очень шумный, склонный идти вразнос двухтактный дизель, который зимой практически невозможно было запустить. Узкие непрочные гусеницы, которые к тому же очень легко слетали при крутом повороте. Верхних катков машина не имела и верхняя ветвь гусеницы скользила по специальному швеллеру, производя изматывающий душу визг. Рубка у машины отсутствовала и механик - водитель практически сидел в кузове.

К тому же Кашка очень охотно тонула. В загруженом виде от верха борта до воды было всего 15-20см. Достаточно было три-четыре раза резко набрать обороты и сбросить их, как машина начинала раскачиваться с носа на корму, черпала кормой воду и стремительно уходила под воду. При хорошей волне машина тонула и при нормальном движении. Водооткачивющий насос не справлялся.

Велика была радость в ротах ГПТ , когда Кашки стали заменять ПТСами."
(с)
Благими намерениями вымощена дорога к AD
(c)
Старший сержант запаса.
Iva
Жандармы
+ 174
Великий Гуру
Просьба к модератору перенести посты про "бронетехнику КВСЗ" в отдельную ветку.
Похоже здесь будет долгий разговор.


писатель,
Это вы вычитали в новой книге "Рождение амфибий" или что-то сами придумали?
Если там всё в таком духе написано, то читать в этой книге нечего! Может хоть фотки интересные там есть. Видел в своё время в кабинете у Розембеева (это военпред КВСЗ).
А то я сразу не понял, чего это тётя, одна из авторов книги, поспешила сообщить, что это не совсем документальная книга, а больше художественная!
Ну а наш писатель в своём репертуаре: - ОБС!

писатель (07.12.2011, 17:02) писал: а все що від неї залишилося - немале озеро, що знаходиться посеред Крюківського вагонобудівного заводу. Сьогодні його використовують для потреб охолодження води


Надо же! Работники ТЕЦ и не догадывались зачем им нужен пруд-охладитель, когда восстанавливали после войны ТЕЦ! Оказывается уже тогда планировался на вагонном заводе выпуск спецтехники! И что интересно, вот уже больше 20-ти лет спецтехнику не выпускают, а пруд-охладитель и не думают закапывать! Наверное, работники ТЕЦ на КВСЗ, не догадываются, что спец технику уже не выпускают !

писатель (07.12.2011, 17:02) писал:Першим, за що взялися - виробництво плаваючого транспортера, яким можна було перевозити танки. Назва військового авто - К-61.


Очень интересно!
Не подскажете, какой такой танк стоял на вооружении Советской армии весом до 5тонн?
На 61-м изделии можно переправлять через водные преграды грузы весом до 5 т!

писатель (07.12.2011, 17:02) писал:Одночасно Іван Приходько підбирає робітників для цеху №13 - колишніх танкістів та молодих чоловіків хто мав справу з гусеничною технікою.


И чем это они там занимались? Неужели собирали машины? - Так это дело слесарей и монтажников! А ещё нужны были станочники высокой квалификации, гальваники, сварщики, электрики... В готовом виде приходили только двигатели с завода Малышева. Остальное делали сами на заводе! Бывшие танкисты/трактористы занимались испытанием и проводили обкатку машин и делалось это не в 13-м цеху, который ещё и Сборочным называли. а на просторах Деевских гор и Днепровских плавней. Среди них, кстати, был и мой одноклассник-танкист. Только, относились они к экспериментальному цеху... Следы этих обкаток хранит участок выложенной булыжником дороги Крюков - Онуфриевка за Острой могилой. Хорошо видна широкая колея продавленная машинами при испытаниях.

писатель (07.12.2011, 17:02) писал:та спеціальні гвинти, які починають працювати у воді.


Скажу вам по секрету (я подписку о "не разглашении" на КВСЗ не давал) винты могли работать и без воды! Просто машина имела три режима: "гусеницы", "гусеницы и винты" (одновременно) и "винты"...

писатель (07.12.2011, 17:02) писал:Про те, що на підприємстві працює 13 цех, який випускає продукцію для ВПК, ніколи не писали в газетах...

В вашей?
13-й Цех назывался "сборочным" и в заводской многотиражке про его работу, как и про механосборочный цех, в котором изготавливались и собирались основные узлы изделия, и про экспериментальный, писалось не раз, только без лишних подробностей.

писатель (07.12.2011, 17:02) писал:З дивовижних транспортерів, які виготовляли на заводі варто згадати про саперний підводний розвідник - РСП -78.
Цей зразок крюківської військової техніки плавав по воді, під водою, їздив по дну ставив міни та їх прибирав. У розвіднику РСП конструктори також розташовували камеру для виходу водолазів, перископ, міношукач. До всього транспортер був броньований та мав герметичну кулеметну башту.


Это изделие серийно на заводе не выпускалось. Была разработана нашим КБ оригинальная конструкция, для разведывательно-диверсионной работы. Броня устанавливалась там только частично - на пулемётной башне. Машина не плавала! Она ездила под водой! После испытаний, для серийного производства была передана на другое предприятие в Россию. Эту машину я видел только на картинке. Зато все остальные видел в живую!

писатель (28.11.2011, 16:39) писал:Надрукую в газеті спільно з розповіддю про випуск бронетехніки у нашому місті.


Так какую же "БРОНЕТЕХНИКУ" выпускали на КВСЗ? На каких изделиях, кроме двух опытных машин, устанавливалась броня? На 55-м? 61-м? На 82-м? или может на КТС?
Горожане
+ 74
Великий Гуру
Іва- будете в центрі, зайдіть . У мене таких книги дві. Різних. Поглянете - чого зря патякать. А питання ваші до конструкторів - вони на пенсії і розкажуть багато. А то - яка броня була чи не була: А 5 міліметрів - це броня. А 500 ? А 50 ? А 30 ?
Краще гляньте книжку.

Цитата:И что интересно, вот уже больше 20-ти лет спецтехнику не выпускают, а пруд-охладитель и не думают закапывать


Та я в курсі, що ви знаєте більше директора КВБЗ, але зайдіть все таки, книжку візьміть. На фотки глянете
AD
Горожане
+ 180
Великий Гуру
Когда техника имеет броню,то указывается, от какого поражающиего средства и на каой дистанции она защищает.
Например,самоходки 2С1 и 2С3 имеют броню, которая обеспечивает круговую защиту от 7.62 мм винт.пули на 300м.
Благими намерениями вымощена дорога к AD
(c)
Старший сержант запаса.
Горожане
+ 74
Великий Гуру
писатель
16:52, 08.12.2011
Книга "Директор Іван Приходько"
стор. 118.
Машина могла плавати не тільки по воді, але і під водою, ходити по дну водойми..."
Стор. 119
"Потужна броня та герметична кулеметна башта дозволяли не лише захистити екіпаж..."
Стор.119
На заводі була виготовлена установлена партія - 5 машин РСП - 78
Iva
Жандармы
+ 174
Великий Гуру

писатель (08.12.2011, 16:51) писал:"Потужна броня та герметична кулеметна башта дозволяли не лише захистити екіпаж...


Сколько мм? Что бронировалось?
Кто писал про 78 изделие? Назовите мне фамилию этого человека.
Я говорил с людьми которые её делали.
Допускаю, что заказывали 5 машин, но сделали две и передали производство в Таганрог (если память не изменяет)
Броня была лёгкая и только на пулемётной башне. Машина для боевых действий не предназначалась. Её главная задача - разведка.
Ну, да ладно, оставим в стороне 78-ю машину. Я её своими глазами не видел, руками не щупал.

писатель (08.12.2011, 10:22) писал:А питання ваші до конструкторів - вони на пенсії і розкажуть багато.


И что они вам рассказали про бронированную технику КВСЗ?
Поделитесь, не стесняйтесь!
Секреты с этой темы давно сняты.
На худой конец, по книге расскажите на каких ещё изделиях ставилась броня.

писатель (08.12.2011, 10:22) писал:Та я в курсі, що ви знаєте більше директора КВБЗ, але зайдіть все таки, книжку візьміть. На фотки глянете


Книгу писал директор?
Он так и написал, что пруд-охладитель строился для испытания машин или, что его приспособили для этих целей? За одно поинтересуйтесь, зачем он заводу сейчас? Почему до сих пор используется?

писатель (08.12.2011, 10:22) писал:але зайдіть все таки, книжку візьміть


И что? В книге не могут писаться глупости? Там истина в последней инстанции?

писатель (08.12.2011, 10:22) писал:На фотки глянете


И что там за изделие?
Книги у меня, к сожалению нет, но может достанут мне на следующей неделе. Погляжу, что там написано в натуре и какова доля ОБС в написанном. Судя по вашим постам - не малая, хотя ваши способности перевирать факты, тут известны всем.
А что 61-я машина предназначалась для переправы танков это то же в книге написано? Или это плоды вашей фантазии? Нельзя ли цитаточку на эту тему?
Жандармы
+ 180
Великий Гуру
Старший сержант запаса
21:34, 10.12.2011
Специально для дискуссии открыл эту тему: где же вы, знатоки кременчугской бронетехники?!!!!
"Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит".
Артур Шопенгауэр
Горожане
+ 34
Старожил
А.Бышенко
22:14, 10.12.2011
Броня крепка и танки наши быстры
Но по кустам разбеглись знатоки...
Один броню в кустах линейкой меряет
Другой из книги рвет во всю листы

Далее припев


Готовятся к новым баталиям, Виктор Иванович.
Мне кажется, что если убрать с форума треп, то объем сразу сократиться на 3/4
Iva
Жандармы
+ 174
Великий Гуру

Старший сержант запаса (10.12.2011, 21:34) писал:где же вы, знатоки кременчугской бронетехники?!!!!


Да вот была одна модель на КВСЗ, да и ту в Таганрог передали для серийного производства, а про другие наш писатель молчит!
Прокукарекал - и с забора в кусты!
Может, это Государственная тайна?
Я вон, и не догадывался, что пруд-охладитель ТЕЦ строили специально для испытания амфибий. Считал, по наивности, что для ТЕЦ, а для испытаний его приспособили, что бы выиграть время и сэкономить средства и заводскую площадь...
Разве кто ни будь предполагал, что на вагонном заводе организуют такое производство!
Но ОБС знает лучше, чем, скажем мой дед, инженер-энергетик восстанавливающий эту самую ТЕЦ после войны.
 
Доступ закрыт.
  • Вам запрещено отвечать в темах данного форума.