История последнего боевого вылета нашего кременчужанина ,ГСС к-на Крупского

0
Горожане
+ 36
Старожил
Оказывается, что эпизод фильма ,,В бой идут одни старики!,, когда наша пехота оказала сбитому в воздушном бою ГСС к-ну Титаренко ,,знаки внимания и гостепреимства,, по полной программе ,имеет под собой реальную почву и ,возможно, прямое отношение к нашему земляку, кременчужанину, летчику -истребителю, ГСС к-ну Крупскому В.И.

И еще неизвестно кто вывел из строя советского аса: немецкий летчик или простая русская женщина, которая по Некрасову ,, на ходу и коня остановит и в горящую избу войдет...,, Во всяком случае ,после длительного лечения Крупский В.И. в боевых вылетах больше не участвовал, а летал только на связном самолете По-2.

Фото: Крупский В.И.с лечащами врачами в госпитале через2-3 мес.после операции ( удаление фрагмента раздробленной лобной кости) Фото восстановлено и отцвечено внуком В.Крупского

.[img]http://www.kremenchug.ua/uploads/forum/posts/2010-06/1276938901_itog5.jpg[/img]

Описание последнего боевого вылета Крупского В.И. размещу к вечеру 20 июня.
ПРОДОЛЖЕНИЕ


Согласно записи в летной книжке Крупского В.И. , хранящейся в фондах Кременчугского краеведческого музея, это событие произошло 25 марта 1943г. Это был второй вылет за день. Главная задача состояла в сопровождении 5 Ил-2 на штурмовку вражеского аэродрома в районе Лоустари (Финляндия) Вылет выполнялся на истребителе американского производства Р-40 ,, Китихаук
Во время этого вылета Крупский вел воздушный бой с двумя Ме-109. Один самолет врага, Ме-109ф он сбил в районе Лоустари, но в районе деревни Юркино был и сам был подбит немецким истребителем. Записи в летных книжках летчиков никогда не фиксируют драматизм событий и что произошло после того как самолет Крупского был подбит поведала А.И. Петракову, краеведу из поселка Лесозаводского, его землячка Юлия Ефимовна Чулкова. На глазах молоденькой девушки (тогда еще жительницы пос.Ковды) все и произошло.
Немецкий истребитель вывалился из-за облаков как-то внезапно и с ходу шарахнул из пушек и пулеметов по нашему самолету . Став практически неуправляемым, истребитель камнем пошел вниз. С большим трудом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зимнего аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды при впадении ее в море. Самолет едва дотянул до места и не приземлился, а просто свалился с грохотом на лед, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а оставшийся фюзеляж стал погружаться в воду. Правда, какие-то обломки, упершиеся в лед, не дали самолету затонуть мгновенно. Зато почти мгновенно к месту его падения прибежали колхозники, ставшие свидетелями происшествия.
Чей это самолет - было не понять: хвостовая часть с опознавательными знаками отсутствовала, да и другие звезды оказались стертыми струями вытекавшего топлива. Решили, раз сбит, значит, вражеский. А к фашистским пилотам отношение у ковдян было однозначное: враги. К тому же, когда те пролетали над деревней, то нередко стреляли по мирным селянам и по скоту.
И вот, едва вскрыли мужики фонарь кабины, как какая-то женщина, прибежавшая со своим оружием против врага - лопатой, огрела летчика по голове со словами: "Ах ты, фриц, проклятый, не ты ли мою буренку застрелил!" Голова контуженного, находившегося без сознания пилота покрылась кровью. Ухватив за ворот, сельчане вытащили его из кабины и ахнули: на гимнастерке сверкали ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали.
Очнувшись от изумления, мужики давай срочно звонить в Кандалакшу, вызывать дрезину с врачами. А когда приехавшие сообщили им, что летчик этот - Виктор Иосифович Крупский - еще и Герой Советского Союза, то и вовсе смутились ковдяне.
В сознание Виктор Крупский пришел уже в кандалакшском госпитале и после сложной операции. Весь перебинтованный, открыл глаза и спросил у сотоварищей по палате, где он, что с ним. Ему рассказали. Виктор поморщился - голова раскалывалась от боли на части. А вот причину этого раненые пояснили уже с улыбкой: приходила, мол, тут справиться о тебе одна "дамочка" деревенская, да все сетовала: "Ведь я его бедняжку приголубила, да только - лопатой, экая дура!"
Рассказывают, что, когда Крупский пришел в себя, ему предложили перейти в отдельную палату. Но не привыкший к почестям герой отказался. Да и Героем Советского Союза летчик стал в свои 23 года - за отличие в боях на Мурманском направлении - всего за месяц до описанного эпизода. Так описаны те уже далекие события журналистом И.Чесноковым в газете ,.Мурманский вестник,, от 15.10 2004 г.
Внук же В.Крупского сообщает, что по воспоминаниям деда, били его пока тащили почти безжизненное тело в сельсовет (расстояние более 1 км) и только там стащив верхнюю одежду увидели, что это советский летчик. Травма у Крупского была очень серьезной- оскольчатый пролом лобной кости . Но как она была получена, установить уже наверное невозможно. Дело в том, что на уровне лица в кабине самолета стоит оптический прицел, и пролом лобной кости мог быть как результатом удара головы об этот прибор при падении самолета на землю, так и результатом ударов лопатой по голове.
После такой травмы летать Крупскому В.И на истребителях уже было нельзя.
После войны В.И.Крупский непродолжительное время жил в Кременчуге, получил высшее образование, затем переехал в г. Орел. Последняя должность- председатель Орловского облисполкома.
Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, медалями. В послевоенное время награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, медалями. Почётный гражданин города Орел.
Умер 10 сентября 2000 г.[img]http://www.kremenchug.ua/uploads/forum/posts/2010-06/1276971421_krupsky_v_i_np .jpg[/img]
 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте